Протоиерей Алексей Кибардин
Сталин и Мао: договор о дружбе на 30 лет

Артур Кестлер
Б.И. Николаевский
Алексий, Патриарх Московский и всея Руси
Каллистрат, Патриарх - Католикос всея Грузии
Георг VI, Патриарх - Католикос всех армян
Патриарх Алексий и митр. Николай (Ярушевич) на фоне портрета Сталина.  Конференция сторонников мира в Москве. 1950 г.
 
Митрополит  Анастасий (Грибановский), первоиерарх РПЦЗ.    Фото:  http://minds.by/article/68.html
Иеромонах Вениамин Гомартели
1950
Поледние годы жизни Сталина
Обсуждение
Сталиным с руководством РПЦ  возможности установления монархии. Сообщение церковного писателя Н.К.Гаврюшина со ссылкой на митр. Антония (Мельникова).
6.06.2005 на презентация в Издат.совете МП РПЦ (Погодина, 20) сб. «Митр. Илия Карам и Россия» (М., 2005),  под занавес один из составителей книги (Н.К. Гаврюшин) рассказал о своем разговоре (в 1985 или 1986 г.) с покойным митр. Ленинградским Антонием (Мельниковым).

М. Антоний рассказал, что в посл. годы жизни Сталин контактировал со Священноначалием РПЦ на предмет: ВОЗМОЖНО ли в принципе (для Церкви) ТАЙНОЕ венчание на Царство. Т.е. – как уточнил Гаврюшин – неизвестно, КОГО имел в виду Сталин. А поскольку м.Антоний в свое время был иподиаконом Патриарха Алексия I, то отсюда Гаврюшин сделал вывод, кто был первоначальным источником этой сенсационной информации.
Сообщил автору (Л.Р.) участник презентации церковный писатель Григорий Кремнев.

Комментарий
Г.Кремнева:
Тогда понятны становятся:
1) слова П.Алексия I: Я молился (на панихиде по Сталину) НЕ за безбожника!
2) страх, объявший всё это коллективное  руководство "слепых котят", который им продиктовал решение немедленно сослать подальше ВАСИЛИЯ (все помнят смысл этого греч. имени?) Сталина.

Январь

Cтатья
А.Ведерникова в ЖМП "Молитвенное участие Церкви в праздновании 70-летия И.В.Cталина.
Из статьи:
"Чувством глубокой признательнocти Вождю нашего народа полны православные люди и за то, что он поставил на должное место ревностных поклонников буржуазного Запада и разного рода космополитов ...

Низкопоклонство перед Западом всегда было чуждо русскому церковному  сознанию, а в космополитизме, который в прошлом веке и раньше пытался проникнуть в церковную ограду в форме
масонства (курсив мой – Л.Р.) и всяких инославных  акций, оно всегда усматривало опасную для Церкви силу и неизменно от нее отвращалось.

Тем более осуждает Церковь эту опасную идеологию теперь, когда под ее флагом империалисты проводят свою агрессивную антинародную политику, явно заостренную против нашей великой стран".  
ЖМП, 1950, N 1, стр. 11-13

Cтатья
С.Троицкого "Будем вместе бороться с опасностью" против компетенции Вселенского Константинопольского Престола созывать Всеправославные Соборы.   
      
Там же, стр. 36-51

Январь

Сосредоточение 9 дивизий Венгрии, Румынии и Польши на границе с
Югославией.
Сообщение Национального Совета Обороны США о готовности оказать "ограниченную военную помощь" Югославии в случае нападения на  нее со стороны советского блока.           
НРС, 1950, 12 янв.

12 янв.
Декрет Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении
смертной казни:
"В ограничение декрета 26 мая 1947 года об отмене смертной казни, разрешить применение смертной казни как высшей меры наказания к предателям Родины, шпионам и вредителям".          
Правда, 13 янв.

14 янв.
Ликвидация
концлагерей в Бухенвальде (10 тыс. чел.) и Заксенхаузене (12 тыс.), в которых советские оккупационные власти содержали задержанных немцев. Категория "интернированных лиц" (около 1/10 общего числа) освобождена,
остальные переправлены на территорию СССР.

Общее число прошедших через эти и другие концлагеря на территории советской зоны оккупации после войны немцев оценивается в 160.000чел., около половины из которых погибли от голода, болезней и жестокого обращения. Общее число военнопленных-немцев, работавших в советских концлагерях после войны, оценивается в 2 миллиона (в их числе только 5 тыс.  военных преступников, подлежащих заключению).   
Г.Волин, Наследнuки Гестапо, НРС, 1950, 22 янв.

18 января
Решение Нью-Йоркского суда, большинством трех голосов против двух, о передаче Свято-Никольского кафедрального
собора в Нью-Йорке духовенству Московской Патриархии.

Особое мнение двух членов суда:
"В решение большинства указывается, что мы неправильно толкуем разногласия между сторонами; но дело не в неправильном понимании, а в коренном расхождении во мнениях.

Так называемая "Официальная Русская Церковь", столь часто упоминаемая сторонами, в действительности является
группой Русской Церкви (выд. мною – Л.Р.), иерархи которой находятся в полном подчинении у  людей, контролирующих Политбюро, у небольшой кучки, образующей "партию", которая регламентирует кaждый шаг миллионов людей в России и вассальных подсоветских странах".        НРС, 1950, 20 янв.

21 января

Осуждение к 25 годам бывшего непоминающего священника
Алексия Кибардина,
в 1945 г.
примирившегося с Московской Патриархией.
Его жизнеописание в письме правящему епископу:
«Его Преосвященству Преосвященнейшему Алексию Епископу Лужскому от приписного священника Казанской Вырицкой церкви протоиерея Алексия Кибардина.
Прошение.
Ваше Преосвященство, 10-го сего сентября я был у Вас на приеме, но, к сожалению, неудачно. Вы могли уделить мне только две минуты, так были заняты. После кровоизлияния я не могу свободно говорить, поэтому по совету о. благочинного, с которым я тогда у Вас советовался и он мне рекомендовал письменно изложить свою просьбу, которую я как исповедь посылаю Вам. Прошу простить, что ею утруждаю Вас.
Я хочу рассказать, почему я, 75-летний протоиерей, может быть накануне своей смерти, настойчиво добиваюсь пострижения в монашество.

По милости Божией, я был близок к приснопамятному иеросхимонаху Серафиму, бывшему духовнику Александро-Невской Лавры, который последние дни своей жизни жил и скончался в Вырице. Я с 1945 г. до дня его кончины — 3 апреля 1949 г. — был его духовником.

Он мне дважды сказал: «Ты будешь архиереем», в первый раз при начале знакомства — в 1945 г., а вторично пред своей кончиною. Мне слова старца были очень неприятны — предсказывали смерть супруги — в 1947 г. она скончалась. В 1948 году, не знаю почему, бывший Митрополит Григорий вызывал меня для представления Патриарху Алексию. Я был на приеме у Святейшего, передал ему от старца поручение: «Иеросхимонах Серафим из Вырицы — в миру Муравьев Василий Николаевич — просит Вашего, Ваше Святейшество, благословения и земно Вам кланяется», — и при этом я земно поклонился. «Знаю, знаю его, — сказал ласково Патриарх, — как он здравствует?» Благословляя меня, Святейший сказал: «Скажите ему, что я прошу его святых молитв».

После приема у Святейшего, в митрополии я более не бывал. В 1949 году, после кончины иеросхимонаха Серафима, был в Вырице благочинный, покойный прот. Мошинский. Он передал мне благословение и привет от Митр. Григория и сказал: «Владыка меня спрашивал, что думает о. Алексий об архиерействе?» «Что вы ответили?» — спросил я. Ответил, что «о. Алексий о монашестве не помышляет и о епископстве тоже, считает себя недостойным!» «Правильно, — ответил я, — так и передайте Владыке». Как видите, Ваше Преосвященство, к монашеству я не стремился и никогда бы не поверил и не согласился бы, если бы кто стал мне говорить, что мое настроение изменится.

От Господа зависят судьбы человека! Вдруг в 1950 г. меня, совершенно для меня неожиданно, арестовывают, судят и даже Военным трибуналом, осуждают на 25 лет в Сибирские лагеря. На свидании последнем я сказал сыну: «Помнишь, в прошлом году старец Серафим, а раньше Митроп. Григорий говорили мне о монашестве? Я не послушал их, и вот теперь меня отправляют в Сибирскую лавру-монастырь учиться повиновению, терпению и послушанию. Буди воля Божия». Сын меня утешал, успокаивал: «Пройдет 3-4 года, — говорил он, — и ты вернешься». Разве думал он в тот момент, что слова его окажутся пророческими?

Я попал в самые строгорежимные лагеря — Озерлаг около Иркутска, переписка разрешалась там один раз в году. Режим был каторжный; мы не считались людьми; каждый имел нашитый на спине и на колене номер и вызывался не пофамильно, а номер такой-то.
Действительно, Владыко Святый, Господь управляет судьбой человека! Я это испытал! Прошли пять лет. Правда, лагерный режим с 1953 г. изменился, сорвали номера со спин и коленей, разрешили писать письма ежемесячно. Стали пересматривать наши дела. Попало и мое дело на пересмотр. Новый состав трибунала не нашел в моем деле вины, за которую меня осудили на 25 л. Постановил: немедленно освободить, снять судимость и возвратить права. Когда мне объявили, я сидел и только плакал. «О чем ты плачешь?» — спрашивает удивленный начальник. «От радости», — сказал я.

Меня отправили в Ленинград. Массу переживаний не выдержал мой организм. Дорогой, в Москве, при посадке на ленинградский поезд, у меня случилось кровоизлияние в мозгу. Я упал, лишился языка, но сознания, к счастью, не потерял. Мне помогли подняться, ввели в вагон, и в таком состоянии я доехал. Сын и невестка встретили меня в Ленинграде, сняли с поезда и привезли на ст. Всеволожскую, пригласили врача. Врач констатировал у меня «паралич» и все удивлялся, как я мог доехать в таком состоянии.

Быстро я стал оправляться. 15 августа я смог быть на приеме у Митрополита Григория, ныне покойного. Вечная Ему память! Владыка принял меня, как отец родной. Узнав, что у меня все имущество при аресте было конфисковано, и я ничего не имею, он дал мне единовременное пособие - 2000 руб.; назначил меня, согласно моему заявлению, на прежнее место, к Казанской Вырицкой церкви приписным священником.

В августе месяце 1955 г. я попросил, чтобы меня пособоровали. После совершения таинства Елеосвящения я переживал такое дивное, радостное состояние, что я словами не могу его передать. Я ярко вспомнил все, мною пережитое и переживаемое, и от избытка чувств благодарных все повторял слова Псалмопевца: «Что воздам Господеви моему, яже воздаде ми!» Все повторяю эти слова, а сам плачу. И вдруг, внутри себя, я слышу как будто ясный ответ: «Вот теперь тебе и надо принять монашество!» Утром я сообщил свои переживания сыну и невестке и заявил о своем решении принять монашество.

Через немного времени ко мне приехал навестить меня епископ Михаил Смоленский, бывший по Детскому Селу — Пушкину мой духовный сын. Я ему чрезвычайно обрадовался и рассказал ему свои душевные переживания и о своем намерении принять монашество. Просил его благословения, как православного Архипастыря. Никаких честолюбивых целей и намерений у меня нет, говорил я ему. Одного только хочу: оставшиеся дни моей жизни закончить иноком. Владыка Михаил меня благословил.

В прошлом году — 1956 — он был у Святейшего и доложил о моем возвращении из лагерей и о желании принять монашество. Святейший сказал, что он меня не знает. Когда епископ сказал, что я был духовником иеросхим. Серафима и что даже был на приеме у Святейшего, тогда Патриарх сказал: «Помню, помню», — и послал чрез еп. Михаила благословение на келейное пострижение.

Еп. Михаил приезжал ко мне в Вырицу, передал Патриаршее благословение, обещал после Пасхи совершить мое пострижение и занялся подготовлением необходимого для меня монашеского одеяния. По совету еп. Михаила я написал Святейшему благодарность за присланное мне благословение на келейное пострижение в мантию. Я сделал письменное заявление о принятии монашества.

Вскоре из Патриархии на имя Его Высокопреосвященства было прислано мое заявление о принятии монашества с резолюцией от 18 марта 1956 г.: «На усмотрение Преосвященного Митрополита Ленинградского. Патриарх Алексий».

На этом я заканчиваю свою исповедь о желании быть монахом, о чем прежде никогда и не помышлял, а теперь хочу принять пострижение. С прошлого года я стараюсь выполнять монашеское послушание, указанное мне еп. Михаилом, так как я, согласно своему желанию и полученному Архиерейскому благословению, по его словам — еп. Михаила — являюсь монахом, хотя и без пострига. Но я желаю пострижения, ибо верую, что чрез это священнодействие я получу Божественную Благодать, необходимую иноку для успешного монашеского делания. Вся беда моя в том, что я не имею сил поехать в монастырь — в иную епархию. Я едва передвигаюсь, помогая отцу настоятелю в служении, насколько могу. Но чувствую, силы мои слабеют, и я скоро не смогу дойти и до храма Божия.

Ваше Преосвященство, ведь можно совершить келейный постриг и в Вырицком Казанском храме, даже в той комнате-келии, где я живу? Ради Господа, устройте, разрешите этот вопрос! Я был бы Вам бесконечно признателен и благодарен, если бы Вы, Ваше Преосвященство, приняли на себя труд совершить мое пострижение!

В прошлом епископ Михаил обещал совершить мой постриг. Не знаю я, возможно ли это и как устроить? Нет у меня и знакомых из монашествующего духовенства, кто бы мне помог в этом деле. Никаких паломничеств ко мне «почитателей», я уверяю Вас, не было и не будет. Прошу Вашего благословения и прощения в том, что отнял у Вас много труда и времени для прочтения моей исповеди-прошения.

Вашего Преосвященства нижайший послушник и богомолец недостойный протоиерей Алексий Кибардин.
21 сентября 1957 года».
Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1, оп. 3, д. 124, лл. 82-84. Подлинник. Цит. по: Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб. Статис, 2006, стр. 564-567

1950

Подготовка к
большой войне на Дальнем Востоке.

Б.Николаевский:
"Все, что относится к Дальнему Востоку, в СССР строжайше засекречено ... Если сгруппировать материалы из различных источников, то можно наметить контуры большой картины советского Дальнего Востока
под знаком лихорадочной подготовки  к войне (выд. в тексте - Л.Р.).

Эти подготовительныe работы ведутся по всему советскому побережью Тихого океана – от Берингова пролива и до границ Кореи. Идет строительство портов, – особенно военных. Сооружают аэродромы. Грандиозный размах приняли работы по проведению дорог, усиленно развертывается военная промышленность ... Создана почти полная военная автаркия ..."          
Б.Николаевский, Под знаком подготовки к войне, НРС, 1950, 22 янв.

1945-1950
Епископские назначения на территории СССР: Бывшие оккупированныe области европейской части - 28; не оккупированныe области - 4; Сибирь и Средняя Азия - 3.

Комментарий
А.Кишковского:
"Из 67 архиерейских кафедр, восстановленных в СССР в течение первого десятилетия "религиозного нэпа", 60 находилось в европейской части СССР и только 7 в Сибири, Средней Азии и на Урале. Причем, как отмечает автор
(В.Алексеев - Л.Р.), "количество епископов на бывшей оккупированной территории никогда не было меньше 50% общего количества епископата".

Приведенныe цифры являются, конечно, иллюстрацией не нынешнего распределения по стране верующего православного населения, а рубежом той "черты оседлости", какая предоставлена сов. властью  Московской Патриархии для церковной деятельности. Как видно, в эти рубежи полностью входят присоединенныe к СССР после 1945 г. земли на западе  и те области СССР, в которых церковная жизнь была восстановлена самим населением во время немецкой оккупации.

Пространства от Урала на восток в эти рубежи явно не укладываются, хотя  Именно там (в особенности со времени второй мировой войны, а затем в период освоения целинных земель) сконцентрировалось огромное число населения из европейской части СССР, т.е. православного вероисповедания ..."
                         Becтнuк Ин-та по изучению СССР, Мюнхен, N 4(26), 1956, стр. 97-104

22 янв.

Статья
В.Далина "Русский вопрос в политике Соединенных Штатов":
"Для одних главный источник зла – русский народ. Разница между властью и народом, по их мнению, – искусственная конструкция; на деле правительство Сталина пользуется поддержкой народа ...
Русский народ груб, жесток, агрессивен, империалистичен, свободы он не хочет; демократия ему не нужна. Поэтому его государство – все равно СССР или Россия – при любой власти будет очагом конфликтов и войн ...
Некоторые идеи взяты и из нацистского арсенала: неполноценность русской или "славянской расы"; беспощадная война; программа насильственного раздробления государства.

....Другая точка зрения: только русские могут победить русских. Не атомная бомба, не американцы, не немцы будут в силах нанести армиям Сталина поражение, а сами русские, анти-сталинские силы, поэтому американцам следует уделить больше внимания выработке такой политической программы, которая была бы приемлема и для русского народа ... Многие крупные военные протecтyют против "методов войны, противоречащих нашим основным принципам".

Описанные две тенденции по "русскому вопросу" можно бы назвать для простоты – одну анти-русской, дрyryю про-русской ... Сталин постарался о том, чтобы в Америке число друзей свободной России значительно сократилось. Однако борьба еще идет, и рано предсказывать победу той или другой стороне ..."      
НРС, 1950, 22 янв., стр. 5

28 янв.
Статья в газете "Труд"о положении в Юго-Восточной Азии, в связи с сообщением пекинского радио об окончательном разгроме армии Гоминдана. По поводу Тибета:  "Бьет час окончательного освобождения Тибета. Авантюристы явно
ошиблись в расчетах..."        
Труд, 1950, 28 янв.

31 янв.
Официальное признание Советским Союзом Хо-Ши-Мина, лидера повстанцев в Индокитае, как главы законного правительства республиканского Вьетнама.           
НРС, 1950, 1 февр.

1 февр.

Нота Советского правительства бывшим союзникам с требованием предать суду японского
императора Хирохито как "военного преступника". Отклики западных политических деятелей:

Сенатор
Джелд:
"Москва обеспокоена стремительным падением влияния коммунистической партии в Японии и решила поднять ее престиж требованием предания микадо суду".

Конгрессмен
Мэнсфилд:
"Еще одно доказательство, что Москва пытается создать хаос там, где налаживается мир".

Депутат японского парламента
Мацумото:
"Предание императора суду только на руку коммунистам, делающим все от них зависящее, чтобы избавиться от него. Хотелось бы узнать, почему Москва ждала четыре года, прежде чем решила требовать предания суду императора".

Джозеф Кинэн, главный прокурор на процессе японских военных преступников (на котором японский премьер Тойо и ряд японских милитаристов были приговорены к повешению):
"В настоящее время агрессором является не микадо, а Сталин. Генералиссимуса и надо бы предать суду, как военного преступника. ...Хирохито был бессилен и, как конституционный монарх, не мог не подчиниться решениям своего кабинета ... Микадо не раз тщетно пытался предотвратить войну. Хирохито был также против союза с Гитлером.

С другой стороны, берлинские архивы точно установили ответственность Сталина за вторую мировую войну. Об этом свидетельствует стенографическая запись совещаний Молотов - Риббентроп в ноябре 1940 года.

На вопрос о возможности присоединения СССР к союзу трех государств (Германия, Италия, Япония) против США, Молотов ответил утвердительно. Этот документ был опубликован на токийском процессе, несмотря на протесты советского прокурора". 
НРС, 1950, 3 февраля

3 февр.
Отказ Госдепартамента США поддержать "неожиданное требование о предании суду микадо" и ответное требование о репатриации 370 тысяч японских военнопленных, незаконно удерживаемых в СССР.       
НРС, 1950, 4 февр.

10 февр.
Сообщения в американской печати о том, что высшие политические руководители США уверены в готовности СССР "к
агрессии в близком будущем". "СССР предпримет опасный шаг в надежде, что это к войне не приведет. Во всяком случае, Москва готова рискнуть. Трумэн и Эчисон особенно опасаются за судьбу Финляндии, Югославии и Берлина ...

Югославия последние несколько месяцев лихорадочно готовится к отражению неминуемой, по мнению Тито и его советников, советской атаки ... все наблюдатели соглашаются, что агрессивный шаг будет предпринят Москвой в начале весны ... В последнее время коммунистические вожди в восточной Германии  сделали несколько угрожающих предостережений, что "в мае весь Берлин будет нашим".  
Ред. Статья, НРС, 1950, 11 февр

14 февраля
Подписание
Cталиным и Мао-Цзe-Дуном в Москве договора о дружбе, союзе и взаимопомощи на 30 лет.                       Правда, 1950, 15 февр.

23 февраля

Послание Константинопольского
Патриарха Афинагора Патриарху Алексию по поводу автокефалии Польской Церкви, дарованной ей Московской Патриархией 22 июня 1948 года:
"Наш Святейший Вселенский Престол ... благодаря особенному положению в системе Православных автокефальных Церквей, основанному на святых канонах и продолжительной практике Церкви, а также вследствие обязанности помогать находящимся в затруднении церковным областям, благословил в ноябре 1924 г. автокефалию Польской Православной Церкви ...".
   Далее – просьба приложить усилия к оставлению главой Польской Церкви архиепископа Дионисия, "занимающего этот пост уже 25 лет".          
ЖМП, 1950, N 8, стр. 8-9




11 марта
Предвыборная речь
В.М.Молотова:
"...Советский Союз не запугать водородной бомбой, которой вообще-то нет. Но если империалисты дерзнут напасть на СССР, советский народ сметет их с лица земли. Только мобилизацией мирных сил, всего мира можно предотвратить угрозу новой войны ..."          
Правда, 1950, 12 мapтa

20 марта
Послание Патриарха
Алексия Предстоятелям всех Православных автокефальных Церквей о борьбе за мир.
Из Послания:
"...Никакие международные договоры сами по себе не могут уничтожить очаги зла. Необходима длительная и упорная перестройка самого общества пyтем индивидуального перевоспитания его членов. В этом деле Православие может и должно осуществить свое призвание.
...Одно уже согласие наших Церквей на совместную работу с врагами мира за спасение жизни наших паств будет нестерпимо врагам мира. В этой борьбе человечества за мир состоит все
(! - Л.Р.) домостроительство Божие, в котором мы, пастыри, поставлены делателями ..."                       ЖМП, 1950, N З, стр. 3-5

Март

Сгатья
А.Крашенинникова в ЖМП "Церковь и мир". Из статьи:
"Движение сторонников мира ... является таким мировым событием, которое вытекает из нравственной потребности человеческого рода.

...К единому
фронту Православных Церквей (выд. мною – Л.Р.), защищающих человечество от новой войны, несомненно тяготеют и верующие массы католиков и протестантов, которые сознают единство христианского идеала и явное уклонение от него своих "духовных" вождей.

В Париже, например, уже более года существует и развивает свою деятельность Союз христиан-прогрессистов. Они пишут, что "пришло время, когда христианам необходимо идти рука об руку с коммунистами так, как они это делали во время борьбы с немецкими оккупантами".

...Так в борьбе за мир и за лучшее будущее народов постепенно выявляется единство христианского мира, вне которого остаются лишь те, кто в своем стремлении господствовать над наследием Божиим, связал себя с интересами золотого мешка и грубой силы, мечтающей поработить человечество".    
Там же, стр. 21-28

Статья
С.Троицкого "Как привести к концу возникший спор".
Против компетенции Вселенского Константинопольского Патриарха принимать апелляции из других автокефальных Церквей.        
Там же, стр. 45-57

Статья
Д.Прокофьева "По поводу декрета Ватикана от 13 июля 1949 г."  о запрещении католикам быть членами коммунистических партий или поддерживать их.
Из статьи:
"Папа Пий ХП 13 июля 1949 г. издал декрет, имеющий целью возбудить раздор среди народов ... мы имеем в виду запрещение Ватиканом католикам, под угрозой их отлучения от Церкви, выражать тем или иным способом сочувствие коммунистам или быть членами коммунистических  партий.
...Ватикан и Папа Пий ХП спешат, вопреки миру Божию, неправедно поднять церковный меч и этим способствовать успеху предполагаемой бесчеловечной атомной войны и гибели бесчисленных масс христиан.

...Знаменательный факт, что Ватикан вступает в контакт с растленной югославской кликой Тито, несмотря на то, что эта клика лезет вон из кожи, объявляя себя якобы действительным звеном в социалистическом и коммунистическом движении. Поддерживающим Тито католикам, значит, Ватикан не будет угрожать отлучением ...
Папы ... хотят стать на место единого истинного Бога, как некие живые идолы ...". 
     
Taм же, стр.56-60

15 марта
Заявление Патриарха
Алексия об отказе от полученного им 22 апреля 1945 г. югославского ордена "Народного Освобождения" в связи с тем, что "нынешнее Югославское правительство ведет упорную подрывную работу против Советского Союза, открыто действуя в лагере нынешних поджигателей войны ...".  Известия, 1950, 15 марта

15-19 марта

Сессия Постоянного Комитета Всемирного Совета мира в Стокroльме. Принятие Воззвания Комитета к народам мира (
"Сгокгольмское воззвание").  Правда, 1950, 11 апр.

Март
Всеалбанская
национальная Конференция в защиту мира. Выступление Главы Албанской Православной Церкви Архиепископа Паисия.           ЖМП, 1951, N 8, стр. 32-34

5 апр.
Окончание процесса против 10 католических священников
в Чехословакии, обвиненных в "шпионаже в пользу Ватикана". Приговоры: один к пожизненному заключению, ocтальные от 2 до 25 лет.           НРС, 1950, 6 апр.

8 апреля
Пасхальное приветствие Патриарха
Алексия.
"Новое Русское Слово" публикует выдержки из него под заголовком:
"Патриарх Алексий уверен в победе Москвы над Западом":
"Пусть наше праздничное настроение не омрачается событиями, происходящими сейчас в мире. За пределами нашей миролюбивой Родины идут лихорадочные военные приготовления, разоблачающие враждебные  Советскому Союзу планы поджигателей войны, стремящихся ввергнуть мир в новое ужасное кровопролитие ...
Но и там растет движение в пользу мира, и новые миллионы людей присоединяются к священной борьбе за мир, которая закончится нашей победой!".
                                                1. НРС, 1950, 9 апр.
                                               2.ЖМП, 1950, N 4
15 апреля
Заявление лидера вocrочно-германских комсомольцев
Хоннекера по поводу ожидавшегося во время первомайских праздников массового штурма Западного Берлина:
"Мы не собираемся штурмовать Берлин или освобождать город путем захвата трех союзных секторов. Расчеты поджигателей войны обречены на провал".         
НРС, 1950, 16 мар.

28 апреля
Собор униатского духовенства и мирян в Прешове, присутствовали 820 делегатов. Собор вынес решение отменить Ужгородскую унию 1649 г. и вернуться к вере своих предков — к Святому Православию. В связи с воссоединением греко-католиков с Православной Церковью значительно увеличилась Восточно-Словацкая (Пряшевская) епархия, и поэтому епархиальное собрание, состоявшееся в Прешове в июле 1950 г., вынесло решение о разделении ее на две: Пряшевскую и Михайловскую. Во епископа Михайловской епархии  хиротонисан бывший греко-католический священник Виктор Михайлович (в монашестве Александр). Таким образом, к середине 1950 г. в Чехословацкой Православной Церкви образовались четыре епархии.      К. Е. Скурат. История Поместных Православных Церквей.      В.Гомартели. Летопись.  http://hristov.narod.ru/letopis4.htm

Пасха
Из пасхального послания главы РПЦЗ,
митр. Анастасия:
«Надо удивляться слепоте тех иностранных писателей и общественных деятелей, которые до сих пор не хотят понять, казалось, очевидной истины и стремятся представить русский народ и большевицкую власть, как одно нераздельное целое. Исходя из этого опасного предубеждения, один из фанатиков этой ложной идеи не остановился перед тем, чтобы предложить «излить ад» на Русскую землю, -- другими словами, истребить весь русский народ, который он, очевидно, считает пораженным опасной для мира неизцелимой болезнью. Эта мысль об уничтожении русского народа является поистине чудовищной, -- столь же жестокой, как и безумной…»       
Юбилейный сборник. В.Гомартели. Там же.

1мая
Моление в католических храмах Северной и Южной Америки о помощи Божней yгнeTeHныM народам СССР и стран советского блока.         
НРС, 1950, 30 мар.

10 июня
Публичная речь президента США
Трумэна:
"Основная цель советского правительства – подчинить своей воле весь мир, и Москва ни перед чем не остановится, чтобы достигнугь этой цели. Только соединенными усилиями свободолюбивых народов можно будет остановить коммунистическую агрессию".  
       
НРС, 1950, 11 июня

Июнь
Международный
социалистический съезд в Копенгагене. Сообщение группы депутатов, эмигрантов из советской Прибалтики:
По Латвии, Эстонии и Литве прокатилась волна новых чисток, которые по своей жестокости превосходят все, что до сих пор пришлось пережить трем прибалтийским республикам. Эстонцев, латышей и литовцев массами ссылают в Сибирь, на Колыму и на Урал.

...С конца 1949 года в Сибирь и другие гиблые места Советского Союза депортировано 600 тыс. литовцев, 250 тыс. латышей, 200 тыс. эстонцев. Немногим удалось бежать в скандинавские государства или укрыться в лесах, где сейчас формируются партизанские отряды.

...На всем протяжении прибрежной полосы между Либавой и Штеттином идет лихорадочная работа. Под командой Баграмяна недавно сформирована специальная балтийская армия, штаб-квартира которой находится в Либаве. Совершенно заново обстроен Балтийский порт в Эстонии. Там устроена база для подлодок и ракетных самолетов".
                                 НРС, 1950, 11 июня
25 июня
Вторжение северо-корейских войск на территорию Южной Кореи. Северная Корея объявила Южной войну.
                                  НРС, 1950, 21 июня
Конец июня
Захват Сеула северо-корейскими войсками. Сгатъи во всех официальных газетах стран советского блока с заявлением,
что "Советский Союз не намерен вмешиваться в войну в Корее".     
НРС, 1950, 2 июля

30 июня

Открытие в СССР массовой кампании по сбору подписей под Воззванием  Постоянного Комитета Всемирного Конгресса сторонников мира ("Стокгольмское воззвание").

Призыв Патриарха Алексия ко всем верующим ставитъ свои подписи под Воззванием (призыв прочитан со всех цepкoвных амвонов).         
ЖМП, 1950, N 6, стр. 1

26-30 июня
Конгресс в защиту Свободы и Культуры
в Западном Берлине. Делегаты Конгресса – более 100 представителей международной интеллигенции: писатели, художники, в зале заседаний – около 2.500 гостей.

В числе делегатов:
Жюль Ромэн,
Альфред Вебер,
Сидней Хук,
Артур Кестлер,
Давид Руссэ (Франция),
Иосиф Чапский (Польша),
Хаакон Ли (Норвегия),
Панайотис Капеллопулос (Греция).

От России:
Б.И.Николаевский,
Н.Д.Набоков,
С.М.Шварц,
Б.А.Яковлев,
Н.Н.Андреев.

Открытие Конгресса –
Артур Кестлер:
"...Определений свободы существует очень много, но каждый, кто в Берлине из восточного сектора переходят в западный, сможет без колебаний ответить на этот вопрос – в эту минуту он иcпытывает только одно чувство, чувство свободы".

Из русских "наибольший успех" имели выступления Н.Д.Набокова и Б.И.Николаевского, избранных затем в состав постоянного комитета Конгресса ("заместитель – Карпович").

Заключительное слово А.Кестлера после окончания Конгресса "Свобода переходит в наступление".
НРС, 1950, 9 июля

Из выступления
Б.И.Николаевского на 20-тыячном митинге под oткpытым небом:
"...Впервые с тех пор, как Гитлер овладел властью, публично, на массовом международном собрании в Берлине, выступает русский, не являющийся орудием ни в руках Гитлера, ни, равно, в руках Cталина.

...Одно я знаю: мы, русские, имеем право говорить от имени свободы. И вы, берлинцы, я убежден, это понимаете. Вы сами хорошо знаете разницу между страдающим народом и беззаконным правительством.

...Вся политика диктаторов, действующих под именем правительства Советского Союза, направлена на то, чтобы взрывать мирное строительство народов Запада ...

Советское правительство уже окончательно сделало ставку на войну –  и только выбирают время и место, когда и где ему более удобно наносить удары.

Его цель – повсюду в мире установить коммунистическую диктатуру, как оно ее уже установило в Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, в республиках Прибалтики.

..Диктаторы знают, что народы России никогда не поддержат завоевательной войны своих угнетателей. Именно поэтому
коммунистические диктаторы прилагают все усилия, чтобы обманyть народы России, чтобы заставить их поверить, будто это не коммунистическое правителъство поджигает войну против народов Запада, а, наоборот,  – демократии Запада готовят войну против народов России.

...Они делают все, чтобы ни одно слово правды не проникло в Союз, а вся советская печать, по признанию диктаторов, изо дня в день восстанавливает народы России против народов Запада, возбуждает в народах России недоверие и вражду к народам Запада, ко всей западной культуре.

Все эти проповеди построены на сознательной и преднамеренной лжи… Приостановить живое культурное общение народов России с народами Запада – это значит нанести тяжелый удар русской литературе, русской науке, всей русской культуре.

На это преступление кремлевские диктаторы идут потому, что они должны обманyть народы России, чтобы заставить их покорно принять войну. Огромным непоправимым несчастьем будет, если им удастся провести в жизнь их планы. Для народов России это означало бы полное и навсегда закабаление беспощадной, варварской диктатурой.

...Больше чем когда-либо в истории человечества, дело мира в наши дни спаяно с делом свободы. Борьба за свободную гуманистическую культуру против тоталитарного человеконенавистнического варварства, борьба за свободу культурного общения между народами – в наши дни неразрывно слита с борьбой за мир против поджигателей войны, которые сидят в Кремле.

И эта борьба теперь становится борьбой всех свободолюбивых народов Мира – прежде всего народов России. Она тяжела, эта борьба. Но она принесет свободу".          
НРС, 1950, 9 июля

                  МАНИФЕСТ КОНГРЕССА В ЗАЩИТУ СВОБОДЫ И КУЛЬТУРЫ
"...Происходящий в мире конфликт не является конфликтом между Востоком и Западом, это также не конфликт между народами и культурными традициями. мы отвергаем обвинение в том, будто собравшиеся здесь из разных стран люди являются врагами русского народа или каких-либо других славянских народов.

Нет, среди нас самих имеются представители славянских народов. В союзе с ними мы шлем этот призыв нашим друзьям во все страны, где не существует свободы культуры ...

1. Свобода духа является неотчуждаемым правом человека – эту истину мы считаем самоочевидной.

2. Эта свобода состоит прежде всего в праве каждого высказывать и выражать свои мнения – в особенности, в тех случаях, когда его мнение отличается от мнений предержащей власти. Человек, лишенный права сказать "Нет!", превращается в раба.

3. Свобода и мир неразделимы. В каждой стране – какова бы ни была форма ее правителъства – огромное большинство народа боится войны и противится ей ...

4.... История учит, что война может вестись под разными лозунгами, не исключая и лозунга свободы. все эти "кампании в пользу мира", за которыми нет искреннего желания мира, подобны бумажным деньгам без обеспечения.  Пока эти фальшивые деньги не будут уничтожены, мир не сможет окрепнуть.

5. Свобода основана на терпимости и уважении к чужому мнению. И нельзя призывать к терпимости в теории, практикуя на деле нетерпимость.

6.... Мы полагаем, что каждая страна, каждый класс, каждая религиозная группа в истории человечества должны быть оценены по степени свободы, которая предоставляется народу.

7. В крайних случаях индивидуальная свобода может быть подчинена  реальным или предполагаемым интересам целого. Мы полагаем, что такие ограничения могут иметь место лишь в исключительных случаях и в виде временных уступок, с публичного одобрения и должны быть открыты демократической критике и контролю. Лишь при со6людении этих условий мы можем быть уверены, что такие ограничения индивидуальной свободы, вызванные необходимостью в момент кризиса, не станут основой постоянной тирании.

8. В тоталитарных государствах ограничение свободы не считается уступкой народа, наоборот, там это считают прогрессом и достижением высшей формы цивилизации. мы полагаем, что теория и практика таких государств нарушает основное право каждого человека и стоящие перед человечеством задачи.

11.... Мы думаем, что теория и практика тоталитаризма является величайшей угрозой человечеству во всей истории его.

12. Мы полагаем, что невнимание или нейтральное отношение к этой угрозе являются изменой высшим ценностям человечества, отказом от духовной свободы. И это определит, пойдет ли человечество по пути тоталитаризма или по пути свободы.

14. Мы обращаемся с настоящим Манифестом ко всем, кто решил защищать  существующие свободы, ко всем, кто хочет вернуть потерянные свободы и кто хочет добыть свободу, которой у него еще нет".      
НРС, 1950, 9 июля

29 июня-6 июля
Конференция
духовенства всех христианских исповеданий Чехословакии по вопросам защиты мира. Представлены церкви: православная, римо-католическая ("прогрессивное духовенство" - 20 чел.), чехословацкая национальная, чешскобратская, евангелическо-лютеранская, евангелическо-реформатская, баптисты, методисты, адвентисты,
унитарии и др. – всего З00 делегатов от 15 христианских исповеданий.

"По общему суждению, такая конференция по своему составу была первой за всю историю христианства и, как в этом отношении, так и по своим результатам, – исторической" (
митр. Николай Ярушевич).

Из речи
митр. Николая на Конференции:
"Настало время, когда Господь призывает нас, разделившихся между собою в вероисповедных различиях, к соединению в общечеловеческом деле защиты мира и социальной правды. Нам нужно теперь не в теории, а на деле показать свою верность Христу
(!? - Л.Р.) ...

Пусть свойства духа, присущие каждому исповеданию, молитвенность православия, активность католичества, рассудительность протестантства, развившиеся в нашем разделении,  – соединятся в создании мира, завещанного Христом
(!? - Л.Р.), чтобы пламенными доказательствами Павла, решительными действиями Петра и горячей любовью Иоанна раскрыть всему миру христианский идеал мира и победить всех, кто  идет против мира".
ЖМП, 1950, N 7, стр. 13-15.
Прим. Л.Р. Как  все это напоминает эпизод из «Трех разговоров» Вл.Соловьева, где Антихрист соблазняет христиан всех исповеданий!

Из
Резолюции Конференции:
"Мы всецело отдаем себя служению идее мира и на сторону тех, кто в духе социализма строит новый, социально справедливый порядок в мире.
...Христианство и социализм – это направления, которые друг друга не исключают, но при взаимном уважении способны создать идеальные условия жизни на земле
(!? - Л.Р.) и предпосылки счастливой жизни в вечности (курсив мой – Л.Р.)...

Поэтому тем большую скорбь и отвращение внушает нам политическая позиция Ватикана и высшей католической иерархии, которая, в разногласии с явным большинством верующих, поддерживает не направленные к миру силы империализма.
Глубоко пали те, кто должен был ревностно беречь Христово учение любви и мира. В ненависти к трудящемуся человеку, от страха перед новым справедливым миром, они становятся сообщниками, несущими равную долю вины, нового страшного преступления перед человечеством.

Мы должны также отвергнуть и те направления, стоящие на стороне реакции и поджигателей войны, которые имеют место во Всемирном совете церквей, объединяющем некоторые некатолические церкви.
Мы не согласны с этими начинаниями и отвергаем не мирную и правосоциалистическую политику этих кругов".
                                           ЖМП, 1950, N8, стр. 11-20

7 июля

Постановление Совета Безопасности по поводу
войны в Корее, принятое большинством семи голосов против 0, при трех воздержавшихся (Египет, Югославия, Индия), при отсутствовавшем советском представителе (в последние месяцы он бойкотировал заседания ООН и Совета Безопасности в знак протеста против непринятия в ООН  коммунистического Китая).
Действия Северной Кореи признаны "агрессией"; решено отправитъ контингент войск ООН в Южную Корею для защиты от агрессии.        
НРС, 1950, 9 июля

9 июля

Заявление
Лиги Борьбы за Народную Свободу "Грядущая Россия" по поводу корейской войны:
"Посылая приказ о наступлении на Южную Корею, Сталин дал ответ на вопрос, волнующий весь мир: намерено ли советское правительство соблюдать подписанные им договоры и хотя бы временно остановить свою экспансию.

Вопрос всех вопросов гласил: есть ли хоть доля истины в многоречивой и шумной "кампании мира", организованной Москвой во всем мире, или все это сплошные ложь и обман?
Ответ теперь дан – ответ простой, ясный, лаконичный. Никакие договоры, ни даже собственные обещания не связывают советское правительство, если предоставляется случай присоединить еще одну страну, еще один народ к счастливой семье, живущей под солнцем сталинского гения.

Не дано будет миру жить в мире. Его будут нервировать, будоражить, на него будут нападать, будут брать все, что плохо лежит.  Война стоит в повестке дня. Для Сталина кампания в Корее – это то же, чем была гражданская война в Испании для Гитлера. Это второстепенный театр военных действий, где испытывают броню и нервы противникам.
Испанская война была пpeлюдией к мировой войне потому, что в ней Германия констатировала военное бессилие Франции, нерешительность Англии, принципиальный и прочный нейтралитет Соединенных Штатов –  и готовность Сталина к переговорам и соглашению с Германией.

Теперь Сталин зондирует штыком через Корею. В Москве известно было, конечно, что множество американских военных экспертов издавна считали Южную Корею незащитимой; что имелось секретное постановление американского правительства об оказании помощи Корее, в случае нужды, лишь оружием, но не людьми.

Очень возможно, что через одного из своих многочисленных шпионов Москва получила этот документ. Поэтому риск был, казалось, невелик. Северо-корейская армия,снабженная советскими танками, пушками и советской авиацией, двинулась в поход под руководством советского генерального штаба, в то время, как Москва умывала руки, играла в нейтралитет и ожидала легкой и быстрой победы.

Ожидалось, что 20 миллионов корейцев вскоре перейдут под ее начало, и советские войска пододвинутся вплотную к японским водам. Престиж Запада падет еще ниже, и еще ярче воссияет звезда сталинской непобедимости.

Cталин просчитался. Америка реагировала иначе, чем в Кремле ожидали, и легкая прогулка коммунистической армии по Корейскому полуострову превратилась в очень опасную авантюру, которая обойдется во много тысяч жизней, которая не может завершиться победой, которая не возвеличит советского вождя.

Чтобы спасти престиж, тысячные китайские армии уже, по-видимому, движутся по Маньчжурии на север к корейской границе. На советской стороне длинные поездные составы подвозят новую артиллерию, новые танки, новое пушечное мясо. С разных сторон уже стягиваются силы в этот воспаленный уголок земного шара: кто знает, как разовьются события ...

Дальневосточные войны были самыми непопулярными войнами в России, и до и после революции. Но из всех этих войн самой непопулярной будет разгорающийся ныне конфликт из-за Кореи.Русский народ, на который многие спешат возложить ответственность за трагические события, не ощущал и не ощущает никакой враждебности к соседнему малому народу, не желает проливать кровь за чужую землю, и с ужасом ощущает тяжелое дыхание надвигающейся бессмысленной войны.

Народы России желают жить в мире и дружбе с каждым из своих соседей. В частности и в особенности с малыми народами, уже познавшими всю тяжесть японского, германского или другого ига. России Корея не нужна. Для России Корея не стоит костей одного русского крестьянина, не стоит слез одной русской матери.

Сотни митингов созываются сейчас в учреждениях и на заводах всего Советского Союза, где все как один человек и без единого возражения "одобряют" советскую политику и коммунистическое наступление.

Мы знаем цену этому единодушию и этому единогласию; к счастью, их знает уже и весь мир. Никто не воспринимает их как выражение искренних чувств народа; все понимают, что не идут они от сердца и ума миллионов, а исходят из канцелярии вождя. Не воля народов в них выражена, а воля диктатора-агрессора, не в первый раз пренебрегающего жизнью и  благоденствием своего и чужого народов во имя своих захватнических  планов.

Все народы мира, кроме тех, которые зажаты в сталинский кулак, объединились в гневном протесте. Никогда Объединенные Нации не являли картины такого единства, как сейчас. Эта организация обрела новые силы с того момента, как познала свое истинное призвание: активно бороться за угрожаемую свободу и независимость народов и отражать нападение агрессора.

К числу народов, объединившихся вокруг ООН, тайно и невидимо примыкают сейчас и народы России. Они солидарны в своих чувствах со всем свободным человечеством. Они желают победы Объединенным Нациям мира в борьбе за свободу корейского народа. И они желают корейскому народу победы над своими коммунистическими квислингами, выполняющими волю и прихоть чужой власти. Они желают ликвидации коммунистического режима на севере и национального единства на базисе свободы. Они надеются, что поражение, которое будет нанесено Cталину и его вассалам на Дальнем Востоке, сделается поворотным пунктом в истории человечества".     
НРС, 1950, 9 июля

1950
Свидетельство
А.И. Солженицына об отношении заключенных советских концлагерей к вопросу войны в Корее:
"...Больше всего, конечно, волновали пересылку сообщения из Кореи. Cталинский блицкриг там сорвался. Уже скликались добровольцы ООН. Мы воспринимали Корею как Испанию третьей мировой войны. (Да, наверное, как репетицию Cталин ее и задумал).

Эти солдаты ООН особенно нас воодушевляли: что за знамя!– кого оно не объединит? Прообраз будущего человечества!

...Мы ждали бури... Удивятся: что за циничное, что за отчаянное состояние умов?.. А давая всем этим людям в 1950 году сроки до середины 70-х, – что ж им
oставuлu хотеть, кроме мировой войны?

...Как поколение Ромена Роллана было в молодости угнетено постоянным  ожиданием войны, так наше арестантское поколение угнетено было ее отсутствием, – и только это будет полной правдой о духе Особых политических лагерей. Вот как нас загнали. Мировая война могла принести нам либо ускоренную смерть (стрельба с вышек, отрава через хлеб
с бациллами, как делали немцы), либо все же свободу. В обоих случаях – избавление гораздо более близкое, чем конец срока в 1975 году".    
А.И.Солженицын,  Архипелаг Гулаг

Июль
Ответ Патриарха
Алексия на послание Вселенского Патриарха Афинагора от 23 февр. 1950 г. по поводу автокефалии Польской Церкви:
«Польская Православная Церковь сама отказалась от неполной автокефалии,  которая ей была дана в 1924 г. Константинопольской Церковью, признав  ее, по акту воссоединения ее с Русской Православной Церковью и  дарованной ей автокефалии от 22 июля 1948 г. "неканонической и недействительной".
...Наша Церковь сочла, по праву Церкви-Матери, согласно канонам, даровать Польской Православной Церкви автокефалию ... и после этого считает невозможным указывать ей кандидата на пост ее Главы».
ЖМП, 1950, N 8, стр. 9

Сгатья
А.Ведерникова по этому вопросу "Грех против Матери-Церкви".        ЖМП, 1950, N 7, стр. 40-51

Статья прот.
Г.Разумовского "Ответственность, церковная ответственность ..." по поводу кончины Феофила (Пашковского), Митрополита всей Америки и Канады, с осуждением его деятельности.    ЖМП, 1950, N 7, стр. 68-80

17 июля-30 августа
Пребывание в Москве Китайской церковной делегации. Торжественная хиротония во епископа Тянь-Цзинского о.Феодора с именем Симеон.  
ЖМП, 1950, N 9, стр. 26
.
2-11 августа
Поездка Патриарха
Алексия в сопровождении архиепископа Китайского и Пекинского Виктора, протопресвитера Н.Колчицкого и проф. МДА Н.П.Доктусова в Тбилиси и Эчмиадзин.

Из описания поездки
Н.П.Доктусовым:
«Впервые за многовековую историю после разделения Русской, Грузинской и Армянской Церквей три возглавляющие их святителя собрались в атмосфере взаимного единомыслия, подвигнyтые истинно христианской любовью к миру во всем мире против идеологов братоубийственной распри и гасителей заветов Господа нашего Иисуса Христа, даровавшего новую заповедь всему человечеству: "Да любите друг друга"... В годину надвинувшихся страшных событий, грозящих человечеству новым потрясением, Церкви объединились в стремлении служить делу мира и привлечь к нему всех христиан».             
ЖМП, 1950, N 9, стр. 13-20

5 авг.

Совещание в Тбилиси Патриарха
Алексия, Католикоса-Патриарха всей Грузии Каллистрата и Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Георга VI по вопросу борьбы за мир. Принятие совместного обращения ко всем христианам о борьбе за мир. 
       
ЖМП, 1950, N 8, стр.5-7

21 авг.
Обращение Патриарха Алексия и Священного при нем Синода к
Совету Безопасности ООН с осуждением американского участия в корейской войне.            Известия, 1950, 23 авг.

Август
Пребывание в Москве
Албанской церковной делегации во главе с Архиепископом Тираны и всей Албании Паисием. Акт о сотрудничестве Русской и Албанской Церквей в защите мира.       ЖМП, 1950, N 9, стр. 21-22

Сентябрь
Публикация в ЖМП cтатьи-воззвания епископа Каменец-Подольского
Варлаама о сборе подписей под Cтoкгольмским Воззванием:
"Народы не хотят жить по указке кровожадных cтяжателей, они строят жизнь на новых началах, началах правды Божней и человеческой ... эта подпись объединит сотни миллионов людей и будет грозным предупреждением кровожaдным хищникам ... Эта воля, это объединение страшит кровавых преступников больше, чем самое грозное оружие, ибо они-то понимают, что означают эти подписи, собираемые во всем мире.

Затем, разве мы чернилами подписываем Воззвание? Нет, мы подписываем кровью своего сердца... Наша подпись гласит: Доколе, Господи? Доколе злые люди будут злоупотреблять Твоим именем, доколе будут обрекать человечecтво на новые и новые муки, доколе эти злые люди – кровавые преступники – будут говорить и вершить дела ради своих гнycных, корыстныx целей?
(Какое самообличение! – Л.Р.)

Да будут же ныне благословенны Господом все, кто трудится на благо мира, и да пocтигнет кара Божня
(! - Л.Р.) поджигателей войны"              ЖМП, 1950, N 9, стр. 8-9

1 окт.
Бюллетень Лиги Борьбы за Народную Свободу
"Грядyщая Россия" "Чего Сталин добился?" – о результатах агрессии в Корее.

Вывод
Бюллетеня:
"...После окончания второй мировой войны: все сознавали, что
потенциальная (подч. в тексте - Л.Р.) сила Запада значительно больше, чем военная сила Советского Союза с его спyтниками.

Однако после широкой демобилизации западных стран
актуальная нaлuчная сила советской армии превосходила наличные силы его бывших союзников; и, пользуясь диспропорцией, советское правительcтво раздвинуло границы своей империи и захватывало все новые и новые территории.

Главный итог коммуниcтической агрессии в Корее соcтоял в том, что этой диспропорции положен конец. Запад превращает свое потенциальное превосходcтво в превосходcтво реальное.

Еще некоторый срок – и начнет сказываться сравнительная, а следовательно, и политическая слабость Советского Союза, – со всеми проиcтекающими из этого последcтвиями для его престижа, его мecтa в ряду держав – и для внyтpeнней уcтойчивocrи его правитeльcrвa".    
НРС, 1950, 1 oкт.

1 октября
Митр. Анастасий освятил храм в Брюселе в память Царя-мученика Николая II,  престол посвящен Иову Многострадальному, в день памяти которого Государь родился. Постройка храма длилась 14 лет.
В.Гомартели. Летопись.

15 ноября
Акт о воссоединении
викторианского катакомбного священника протоиерея Леонида Васильевича Несмелова со "Святой Православной Церковью, возглавляемой патриархом всея Руси".

«1950-го года, 15 ноября дня. Я, нижеподписавшийся, — викторианский священник протоиерей Леонид Васильевич Несмелов, родившийся в 1883 году, 19-го марта, исповедую Господу Иисусу Христу, Пречистей Его Матери и Всем Святым и Тебе, Высокопреосвященнейший Григорий, Митрополит Ленинградский и Новгородский, как законному Архипастырю Церкви Ленинградской, через духовника протоиерея Николо-Богоявленского кафедрального собора города Ленинграда Павла Фруктовского, мой великий грех — уклонение от Единой Святой Православной Церкви в викторианский раскол.

В 1907 г., 5-го августа, в недрах Святой Православной Церкви, через рукоположение Преосвященного Филарета, епископа Вятского, принял рукоположение в сан диакона и в том же году, 6-го августа, через рукоположение также епископа Филарета, — в сан священника. В 1928 году я уклонился в викторианский раскол, в каковом пребываю и доселе.

Я обращаюсь к тебе, Высокопреосвященнейший Григорий, Митрополит Ленинградский и Новгородский, как к законному Православному Архиерею, Главе Ленинградской епархии и прошу через покаяние воссоединить меня со Святой Православной Церковью, возглавляемой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Придя в сознание совершенного мною греха — уклонение от Святой Православной Церкви в викторианский раскол, я глубоко сожалею и каюсь, что находился в молитвенном общении с безблагодатными раскольниками. Сыновне прошу простить мой грех и принять меня в лоно Святой Православной Церкви в сущем сане.

Клянусь Всемогущим Богом, что до последнего часа жизни моей буду верным сыном Матери Святой Православной Церкви, которую Господь стяжал "Кровию Своею Честною"...
16 ноября 1950 г. Протоиерей Леонид Несмелов».
Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1, оп. 3, д. 208, л. 18. Подлинник.
Цит. по: Михаил Шкаровский. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб. Статис, 2006, стр. 561


16-18 ноября
Вторая Всесоюзная Конференция
cторонников мира в Москве, с участием цepкoвных деятелей.

Из Обращения Конференции к И.В.СТАЛИНУ:
«Мир разделился на два лагеря – лагерь жизни и лагерь смерти, лагерь счаcтья и лагерь горя, лагерь правды и лагерь лжи, лагерь мира и лагерь войны.
(Примеч. Л.Р. Здесь отзвуки библейского:  "Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое", Втор.30:19)

Растет и крепнет фронт cторонников мира. Все чecтные люди земного Шара – в лагере жизни, счаcтья, правды и мира; они  вмecтe с Советским Союзом, с Вами, товарищ Сталин. ...Мир победит войну, потому что знамя этой борьбы – Сталин...»       
Известия, 1950, 19 окт.

17 окт.
Речь
митр. Николая на Второй Всесоюзной Конференции cтоpoнников мира:
"...В это грозное решающее время все мы, церковные работники, с недоумением, cтыдoм, скорбью и осуждением обращаем взоры к кощунcтвенным деяниям высших руководителей Церкви католической.

Что видим мы? Они, эти руководители, издревле обуреваемые похотью власти, уже обагрившие
(! - Л.Р.) свои руки невинной человеческой кровью через рукопожатие с фашиcтскими человекоубийцами, сейчас в непомерной гордыне своей, в мирском тщеславии, cтяжательcтве и внyтpeнней слепоте, которые извергают их из лона Хриcтианской церкви (! - Л.Р.), протягивают дружескую руку возрождающимся палачам человечества, благословляющим атомную бомбу.

...Агрессия есть насилие. Православная Церковь осуждает всякое насилие человека над человеком
(! - Л.Р.) и с тем большей суровоcтью осудит насилие одного гocyдapcтвa над другим (! - Л.Р.).

...Борьба за мир плечом к плечу со своим народом – оплотом мира во всем мире, народом, которым руководит гений человечества – великий Сталин, составляет сегодняшний долг Церкви и дает ей глубочайшее удовлетворение. Этот свой священный долг перед своей страной, перед прогрессивным человечеством всего мира она исполнила до конца – до победы мира над войной!".     
жмп, 1950, N 11, стр. 10-14

Из статьи
архиеп. Луки (Войно-Ясенецкогo) "Ко второму всемирному конгрессу сторонников мира":
«По масштабам истребления ни в чем неповинных людей Аттила и Батый были малыми детьми по сравнению с трумэнами, даллесами, джонсонами и макартурами
(а кто же тогда Сталин!? – Л.Р.).
...0 вы, присвоившие себе власть
апокалиптического всадника на бледном коне!  (Выд. мною – Л.Р.)
Не знаете ли вы, что первые сгорите в зажженом вами пожаре? Ибо "Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:7) ...».              Там же, стр. 17-18     
Примеч. Л.Р. Уже начинает звучать апокалиптическая "аргументация"!

28 окт.
Вторжение войск красного Китая в Тибет.        
НРС, 1950, 29 oкт.

Ноябрь
Статья
А.Ведерникова "Пленение христианской совести", по поводу отклика Архиепископа Кентерберийского Джоффри на Обращение трех Патриархов от 6 июля 1950 г.
Из статьи:
"Прежде чем может быть установлен мир между народами, должны быть приняты нормы истины, справедливости и братского отношения",  – пишет Архиепископ Джоффри, воздвигая новое препятствие на пути мира".
                                     ЖМП, 1950, N 11, стр. 35-37

16-22 ноября

Второй Всемирный Конгресс
сторонников мира в Варшаве.
Состав: 2.000 делегатов и наблюдателей от 80 стран; средний возраст делегатов - 33 года; духовных лиц - 72, в Т.Ч.православных - 4, католич. священников 22, англиканских 11, протестантских 31, мусульманских - 2 и "разных" - 2.
Православные:  митр. Николай, румынский митр. Севастиан с одним из пресвитеров и ген. Секретарь Синода Болгарской Церкви архимандрит Иона.
Первоначально Конгресс намечался в Шеффилде, но английское правительство не дало визу многим депyrатам от Советского Союза, - в т.ч. митр. Николаю. В связи с этим Конгресс был перенесен в Варшаву.

Документы Конгресса:
Манифест к народам мира
Обращение к ООН
Резолюция по вопросу о жертвах репрессий

Из последней
резолюции:
"Конгресс требует немедленного освобождения всех жертв полицейского террора. Конгресс призывает народы всего мира выразить свою солидарность с благородными сторонниками мира, добиться их освобождения, поддерживая и защищая всех, кто борется за мир во всем мире".

Учреждение
Всемирного Совета Мира.
Советские делегаты, избранные в ВСМ:
Фадеев А.А.,
Корнейчук А.Е., Тихонов Н.С,
Василевская В.Л.,
Эренбург И.Г.,
Гагарина З.Н.,
Опарин А.И.,
Несмеянов А.Н.,
Соловьев Л.Н.,
Гуляев Г.В.,
Кочемасов В.И.,
Николай – Митр. Крутицкий и Коломенский.

Избрание
Бюро ВСМ:
Председатель - Фредерик Жолио-Кюри,
Генеральный Секретарь - Жан Лаффит,
в числе вице-председателей Фадеев А.А.,
в числе членов Бюро - Эренбург И.Г.,
в числе секретарей - Гуляев Г.В.
Извеcтuя, 1950, 23 и 24 ноября




Оценка
митр. Николая:
"В истории не было другого такого представительного международного собрания, как Всемирный Конгресс в Варшаве.

Всемирный Совет Мира отныне будет великим штабом борьбы за мир,  концентрируя в себе волю к миру всего миролюбивого человечества и направляющим эту волю к борьбе за мир.

Создание Всемирного Совета Мира является решительным поворотом в борьбе народов против войны. Носившая преимущественно пропагандистский характер, первая фаза движения сторонников мира может считаться завершенной в Варшаве, где открылась вторая фаза ...".

Из
речи митр. Николая на Конгрессе:
"...Лагерь войны начинает походить на дом умалишенных, где чувства  страха и подозрительности изобличают полную обреченность его обитателей. Только твердой волей сотен миллионов людей можно оградить мир от их безумных намерений ... Им противостоит миролюбие моей родины, которая считает агрессивные, захватнические войны чудовищным преступлением против человечества.

...Горе поджигателям войны, если бы они в ярости и слепоте обезумевших  толкнули мир в бездну нового несчастья! Кровь человечества падет на их головы, и не только им самим не уйти от возмездия, но и имена их в веках  вспоминаться будут с большим проклятием, чем имена Каина и Иуды 
(! - Л.Р.).

Не будем себя успокаивать. мы переживаем грозный и ответственный час. Речь идет уже не о защите мира, а о его спасении. ...Мир в наших руках
(пока еще не в ваших! - Л.Р.), и он восторжествует! Он не может не восторжествовать!".
                                                   1. ЖМП, 1950, N 12, стр. 12-28
                                                    2. ЖМП, 1951, N 1,
стр. 11-18

23 ноября

Прибытие
митр. Анастасия, главы РПЦЗ, в США.

29 ноября

Архиерейский Собор РПЦЗ в Джорданвилле.
В Соборе приняли участие 11 иерархов. Впервые за всё время существования Русской Зарубежной Церкви совершен чин мироварения и освящения мира, которое Зарубежная Церковь получала прежде от Сербской Церкви.
Утвержден "Нормальный приходской устав".

Послание Собора:
…Принужденное под давлением минувших грозных военных событий передвигаться из одной страны Европы в другую, наше Высшее Церковное Управление, по воле Божественного Промысла, непрестающего бодрствовать над нашею Зарубежной Церковью, утвердило ныне место своего пребывания в Соединенных Штатах Америки, где и созван был наш очередной Епископский Собор.

Мы не можем не быть благодарными этой великодушной стране, которой вместе с обширными природными пространствами Бог даровал "широту и пространство" щедрого гостеприимного сердца. В нем не тесно изгнанникам всего мира, вынужденным покинуть свое отечество за свои религиозные или политические убеждения.

В числе их здесь нашли для себя безопасное убежище и многие тысячи русских людей, бежавших от кровавых рук жестокой беспощадной большевистской власти. Американскому народу, выстрадавшему некогда свою свободу, указана ныне высокая миссия быть оплотом порядка, справедливости и мира во всем мире. Он несет этот жребий с достойным его мужеством, принося на алтарь свободы неисчислимые жертвы.

Наша Заграничная Церковь также надеется найти здесь покровительство и защиту для своей собственной свободы. Она хранит бережно этот светильник не только для себя, но и для всей гонимой ныне Русской Церкви, неотъемлемой органической частью которой она всегда считала и считает себя.

В то время, как в нашем Отечестве попирается доныне свобода веры и нравственная правда, Зарубежная Церковь высоко держит свое святое знамя, не склоняя его перед красным драконом и следуя священным для нее заветам Святейшего Патриарха Тихона и бесчисленного сонма наших священномучеников и мучеников, благословение которых она чувствует над собою.

Чем более она ревнует о торжестве Христовой правды, тем более отвратительным является для нее облик коммунизма, как воплощения всякой лжи и неправды, как сатанинского начала, восстающего против всякого бога и чтилища, как религии зла, имеющего свои непреложные догматы, своих пророков и свой культ, установленный для созданных им кумиров. Напряженная непримиримая борьба с ним наполняет все тридцать лет ее существования.

Поскольку нынешний Московский Патриарх, и другие высшие иерархи Церкви в России остаются тесно связанными с безбожной советской властью и являются ее пособниками в ее преступной деятельности, направленной к разрушению царства Божия на земле, наша Зарубежная Церковь остается по прежнему вне всякого общения с ними, моля Господа только о том, чтобы Он просветил их духовные очи и отвратил их от того погибельного пути, на который они стали сами и влекут свою паству.

В тоже время мы, ее смиренные служители, лобзаем исповеднический подвиг Тайной или так называемой Катакомбной Церкви, будет ли она находиться в пропастях земли или скрываться в недрах самого Русского народа, храня тайну веры в чистой совести и борясь с ложью, распространяемой большевистской властью и предавшимися ей русскими епископами и клириками.

Русская Зарубежная Церковь находится в единении, любви и молитве и со всеми другими Православными Церквами, сохранившими верность апостольскому преданию, к какому бы народу их члены ни принадлежали. Тем более она хотела бы хранить единение духа в союзе мира с чадами единой нашей матери Русской Церкви за рубежом, стараясь преодолеть существующие между ними временные юрисдикционные разделения.

Прибывши в Америку, иерархи Зарубежной Церкви, объединенные вокруг Архиерейского Заграничного Синода, поспешили протянуть руку любви и мира вновь избранному главе Американской Митрополии Высокопреосвященнейшему Митрополиту Леонтию и другим епископам, собравшимся на 8-й Всеамериканский собор, и нам отрадно было видеть, что эта рука не была отвергнута, но принята с такой же искренней ответной любовью и миром. Братская дружественная встреча епископов одной и другой юрисдикции, мы надеемся, положит конец существовавшему до сих пор печальному церковному разделению между ними.

По особым условиям местной общей и церковной жизни и под влиянием некоторых особенностей внутреннего строя, возникших в одной и другой церковной организации в период их разобщения между собою, они пока не могут слиться воедино, как это было до 1946 года, но, во всяком случае, обе юрисдикции выразили искреннюю добрую волю к мирному сосуществованию и сотрудничеству между собою с тем, чтобы все могущие встретиться на этом пути недоразумения могли мирно разрешаться посредством братского обмена мнений между представителями одной и другой стороны.

Будем просить Начальника мира, чтобы Он благословил и упрочил этот мир во славу Божию и ко благу страждущей Русской Церкви. Нам не тесно на этой обширной и часто не вполне еще возделанной ниве, на которую нас призвал Господь, и куда не перестают приливать новые волны наших соотечественников со всех концов мира. Будем бодрствовать над ними, утверждая и охраняя их на путях Православия, и свидетельствовать величие и силу нашей веры пред всеми, кто будет вопрошать нас о нашем уповании.

Перед нашей Церковью открываются здесь великие задачи в связи с переживаемыми ныне апокалипсическими знамениями времени.

В предчувствии страшных бедствий, грядущих на вселенную от распространения повсюду смертоносного коммунистического растления, все народы, сохранившие ясный государственный смысл и хотя бы некоторую искру религиозной веры, стремятся ныне объединиться между собою, в новый священный союз для совместного противодействия яростным натискам объединенного коммунизма и для спасения христианской культуры. Им на помощь должна придти Церковь, таящая в себе неиждиваемые благодатные силы добра, правды и мира на земле.

Храня непоколебимо основы своей Православной веры, мы не должны бояться вступать в сотрудничество с другими христианскими исповеданиями, поскольку их усилия направлены ныне к ниспровержению общего врага.

Именно Америка, вмещающая в себе столько христианских исповеданий, из которых многие хранят в себе еще неизрасходованную энергию борьбы за исповедание, в котором они родились и выросли, таит в своих недрах могущественную потенциальную силу для сопротивления коммунистическому злу, противному всем божеским и человеческим законам и самой природе.

Неудивительно, что на нее с надеждой обращены ныне взоры всего мира.

И мы, которых она приютила под своим покровом, будем черпать от нее запас новых сил для укрепления в этой мировой брани, которую мы начали ранее других и непрерывно ведем в течении уже более 30-ти лет. Стараясь взять от этого великого народа, среди которого мы живем, все лучшее и достойное подражания, будем, однако помнить, что каждая нация имеет свое особое призвание от Бога. Творец не обидел нас своею милостью, даровав нам свои особые, по преимуществу духовные, творческие таланты, оплодотворенные благодатью Церкви. Будем же возделывать и умножать их и на чужой земле, которая однако всегда умела ценить их. выдвигая наших ученых и других одаренных наших соотечественников на такие места, где они не только могли бы с пользою для дела и этой страны применять свои знания, но и получили бы широкие возможности для дальнейшего развития своих дарований во благо всего человечества.

Видя вокруг себя блеск современной технической культуры и расцвет земного благополучия, не будем переоценивать их значения и увлекаться ими в ущерб благам и нетленным ценностям, к которым издавна тяготел наш Русский православный народ и о которых, быть может, напоминает нам Бог самыми нашими страданиями и лишениями и указанным нам странническим жребием на земле.

Образ нашей страдающей Родины, облитый ее слезами и кровью, да не меркнет никогда перед нашими очами, пробуждая в нас неугасимую любовь и сострадание к ней и возгервая в нас пламень молитвы об ее возрождении. В те страшные дни, когда мир, стоя на краю бездны, готовой поглотить его, охвачен великими тревогами, будем просить всеблагого Господа, чтобы Он сжалился над нами и не погубил нас со беззакониями нашими, но даровал нам дух покаяния и смирения сердца, дабы, очищенные своими страданиями, мы стали непорочными перед Ним и обрели у Него благодать, милость и мир, в которых так нуждается современное человечество.

С утешением оглядываясь ныне на наши соборные деяния, мы приносим нашу усердную благодарность Небесному Кормчему Церкви, Который помог нам до конца провести наше соборное делание в духе братской любви и единомыслии, и призываем Его небесное благословение на всех, кто своею жертвенностью и особенной преданностью Церкви и крепким стоянием в истине постоянно способствовал успеху этого святого дела.

Председатель Архиерейского Собора Митрополит Анастасий,
Члены Собора: Архиепископ Виталий,
Архиепископ Тихон,
Архиепископ Иоасаф,
Архиепископ Иоанн,
Архиепископ Иероним,
Епископ Евлогий,
Епископ Григорий,
Епископ Серафим,
Епископ Никон.
День Св. Пророка Аввакума.
2/15 декабря 1950 г.г.  г. Магопак, Н. Й. 
  
                 Архиеп. Виталий. Мотивы моей жизни. Цит. по: В.Гомартели Летопись.   http://hristov.narod.ru/letopis4.htm


Осень

Конгресс Комитетов защиты
мира в Бухаресте. Из выступления митрополита Севастиана:
"...Империалисты побоялись применить в Корее атомное оружие не потому, что они питают человеческие чувства к беззащитному населению, а потому, что испугались страшного суда
(! - Л.Р.) миролюбивых народов".                                             ЖМП, 1951, N 6, стр. 14

Декабрь
8-й Всеамериканский Собор Американской Митрополии в Нью-Йорке. Новым предстоятелем Церкви выбран архиеп. Чикагский Леонтий (Туркевич). Родом с Волыни, из вдовых священников. В Америке служил с 1906 г., был сотрудником свят. патр. Тихона (Белавина), возглавлял созданную святейшим в 1912 г. семинарию в Миннеаполисе. Перед епископством был настоятелем Св. Николаевского собора в Нью Йорке. Хиротонисан во епископа в 1933 г.
                                         В.Гомартели. Летопись.

19 дек.
Второе Совещание глав всех
религиозных культов в Румынии, во дворце Румынской Патриархии, в защиту мира ("не было только представителя католической Церкви").

Комментарий
А.Ведерникова:
"Сотрудничecтво религий, немыслимое ни в какое иное время, стало в Румынской Народной Республике фактом, ближайший смысл которого нужно видеть в укреплении морального единства народа и национального фронта сторонников мира. В его ряды вошли теперь все религиозныe люди cтpaны, сильныe своей верой в Бога и преданностью Родине".

Из речи Патриарха Румынского
Юстиниана:
"...Ненависть, гордость и самолюбие разделяют людей и заставляют их забывать, что все они - дети одного Отца Небесного, обязанныe жить как братья, а не как враги ... В то время как враги человечества
(! - Л.Р.) готовят орудия уничтожения, Церковь должна не молчать, а помогать разрешению вопросов земной жизни, несмотря на ее временность".   
      
ЖМП, 1951, N 6, стр. 13-17

Оценка сталинской борьбы за мир.
М.Поповский:
"Ныне, тридцать лет спустя, не нужно быть слишком проницательным  историком, чтобы понять: взрыв на Хиросиме возмутил циника Сталина отнюдь не сам по себе, не ужасом массового убийства, а лишь постольку, поскольку атомная бомба пресекла его, Сталина, захватнические планы. Ох, как обиделся, как рассердился вождь и учитель!

Зрелым яблоком падала ему в руки обессиленная планета. Какой неслыханный апофеоз предстоял вождю прогрессивного человечecтва! И вместе с тем, какое блистательное завершение истории мира! Европа, Азия, Африка – в лагерь их всех, в наш социалистический лагерь! И – сорвалось ...

Началась борьба за мир ... пышныe конгрессы, многолюдныe манифecтации под защитой западной демократии, рев купленных репродукторов, потоки лжи в купленных газетах. Масштабная получилась мистерия. Не хуже сталинского преобразования природы ...

В Москве тогда невесело шутили, шепотом, конечно:
"Мы развернем такую борьбу за мир, что камня на камне не останется"...

Страшноватые годы моей юности: 1946-1953. Аресты. Страх. Всем, прежде сидевшим в лагерях, – второй срок. Многие и по новой туда же пошли. Брат Виктор, боевой артиллерийский офицер, взятый немцами на поле боя в 1942-м без сознания тяжело paненым, – прямо из фашистского лагеря привезен в Воркуту. Приговор: десять лет на угольных шахтах.
В газетах: "Космополиты-антипатриоты ...", "Русский приоритет ...", "Бдительность, бдительность ...", "Зощенко-Ахматова ..." В театре "Русский вопрос", а в жизни вопрос о завтрашнем дне еще одной нации – всех на Таймыр или всех в Магадан?

Два миллиона – не так уж и много: Гитлер втрое больше уничтожил ... В те годы я, журналист, даже не слыхал о "Журнале Московской Патриархии". На него ни подписаться, ни купить его было невозможно. Тридцать лет спустя беру подшивку ЖМП за 1946-1947 годы. Листаю. О чем же они тогда писали? Да все о том же.

Половина каждого номера – речи в защиту мира, политические выпады против "врагов мира" ... В те годы это словечко к нам и вошло. И среди авторов – архиепископ Лука ... Говорят, на могильном камне украинского философа Григория Сковороды вырезана эпитафия, им самим составленная: "МИР ЛОВИЛ МЕНЯ, НО НЕ ПОЙМАЛ".

Архиепископ Лука, увы, не заслужил подобной надписи. Сталинский мир не только поймал и соблазнил преосвященного, но и прочно приковал его к пропагандистской своей колеснице. Прошли годы, прежде чем освободился архиепископ Лука от самых грубых своих заблуждений, а от некоторых не избавился он до конца жизни ..."
       
М.Поповский, стр. 404-406

25 декабря
Письмо Патриарха Алексия Г.Г.Карпову.
Выдержка  из письма:
        Посылаю Вам, дорогой Георгий Григорьевич, письма - А.Адаму и пр. Степанову; кроме того - 1000 долларов для А.Адама <...>
А.Поликарп на мой взгляд жидковат для самостоятельной работы. Впрочем, Вы сами его посмотрите и определите его удельный вес. Я ему пока ничего не говорил о наших предположениях и только изучал его
Выдержки из архивных материалов: предоставил  о. Глеб Якунин
 
 
 
 
 
 
 




---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------