Обращение к христианам Португалии.
      Свящ. Глеб Якунин; Лев Регельсон.
Статуя Божией Матери Фатимской на Красной площади. Фотомонтаж:
http://media.catholic.by/lubite/n3/art icle7.htm
  
  Католическая Португалия и Православная Россия связаны особым, мистическим образом.

   Наша общая Небесная Матерь Пресвятая Владычица Богородица, пророчествуя в Фатиме о судьбах России и призывая всех христиан за Россию молиться, тем самым не только засвидетельствовала правоту известных слов православного русского Епископа о том, что «наши земные перегородки не доходят до Неба», но, избрав местом Своих откровений о России Португалию, сделала наши народы духовными побратимами.

    Мы верим, что призыв Богородицы не остался без отклика, верим, что молитвы Ваши и Ваших отцов и матерей, молитвы свидетелей и современников великого чуда, достигли Престола Небесного Отца и эти молитвы внесли бесценный вклад в грядущее духовное возрождение России.

  Чувство глубокой благодарности к Вам, нашим братьям во Христе, принявшим в свои любящие сердца неизмеримые страдания нашей Родины, и сознание общей ответственности всех христиан за судьбы мира побудило нас к этому обращению.

  Неожиданным образом лабиринты истории вывели Вашу страну к тому же самому роковому распутью, у которого оказалась Россия вскоре после Февральской революции 1917 года, в те самые дни, когда у Вас в Фатиме явилась Богородица.
 
  Её пророчество о том, что трагическая участь России может постичь и другие страны, зазвучало теперь грозным предостережением для самой страны Фатимского чуда.
В те замечательные дни, когда каскад светоносных Фатимских явлений просиял в Вашей стране, Россия, неожиданно освободившись от твёрдой, веками устоявшейся монархической власти, переживала процесс духовного, национального и политического распада.

  Несколько месяцев политической свободы в России наглядно показали, что свободу легче завоевать, чем сохранить, что свобода приводит к рабству, если она не уравновешена чувством ответственности, что национальная катастрофа неизбежна, если отдельные классы, сословия, группы поставят свои частные интересы выше народного единства.

  Духовный раскол нации, начавшийся в России после свержения монархии, на политической поверхности выразился в классовой и сословной вражде и безудержном партийном эгоизме. Партии, провозгласившие принципы народной свободы, демократии и социализма, проявили удивительную неспособность к реальному политическому строительству, будучи охвачены стойким комплексом страха к власти павшей, и в то же время полной беспомощностью перед опасностью тирании грядущей.

  Русские политические деятели, как правые, так и левые, не хотели понять, что все различия их программ ничтожны по сравнению с тем наваждением духа ненависти и междоусобицы, которое постепенно овладевало страной.

  Все политические партии в той или иной мере преступно попустительствовали этому наваждению, но одна партия бы его прямым и активным проводником – партия коммунистов-большевиков.

  Специфика коммунистов была не в их социально-политической программе, которая почти не отличалась от программы друг партий, – специфика была в тех методах, которыми коммунисты эту программу осуществляли.

  Они привлекли политически неопытную и духовно нестойкую часть народа простотой и прямолинейностью предлагаемых решений: безусловным и безграничным насилием целого над частным, большинства над меньшинством, государства над личностью. Они и сейчас продолжают привлекать многих в демократических странах благами жизни без свободы.

  Когда мы держим в руках политическую книгу Вашего коммунистического лидера Куньяла, которому в салазаровской тюрьме предоставили материалы для её написания, то с недоумением и горькой иронией мы думаем: если эти, по нашим меркам, либеральные порядки он называет «фашизмом», то где найти в человеческом языке слова, чтобы достойно назвать нашу действительность?

  Или, когда мы читаем левых депутатов в Русской Государственной Думе в период, который называют «эпохой реакции», какой-то сказочно свободной страной кажется нам самодержавная Россия по сравнению с той политической обстановкой, которую установили в России коммунисты.

  Христиане Португалии!

  Мы умоляем Вас, определяя своё поведение в Вашем нынешнем политико-социальном строительстве новой Португалии, не забывайте о трагически поучительном опыте нашей страны.

  Если коммунисты, в виде исключения, и могут прийти к власти мирным и демократическим путём, то ни в теории, ни на практике они не допускают возможности мирным же путём эту власть отдать, – это означает, что их победа закрывает пути всякого дальнейшего политического развития, всякого политического творчества. Придя к власти, они игнорируют волеизъявление народа, если оно будет против них. В России в 1918 году, не сумев добиться большинства на выборах в Учредительное Собрание и навязать ему свою программу, большевики-коммунисты его немедленно разогнали. В этом существенное отличие коммунистов от тех левых партий, которые соблюдают демократические принципы, независимо от того, находятся ли они в оппозиции или же у власти.

  Пресвятая Богородица, призывая людей перестать оскорблять Господа, сказала в Фатиме: «Если люди послушаются моих слов, то Россия снова обратится к Богу и наступит мир на земле, иначе она распространит свои лжеучения по всему миру, вызывая войны и преследования против Церкви, многие праведники претерпят мучения...»

  Наши поколения явились свидетелями осуществления этого пророчества. Со скорбью и тревогой мы обращаемся к Вам с вопросом: неужели народная душа Португалии испытала столь глубокий надлом, что Белая Площадь Фатимы окажется в руках врагов Церкви, неужели португальцы допустят нанести эту новую рану Пречистому Сердцу Богородицы?

  Человеческая история имеет нравственно-педагогическую сторону и человечество призвано не терять исторической памяти. Его обязанность – не повторять хотя бы самых тяжких исторических ошибок, ибо за них заплачено слишком дорогой ценой.

  Недостаточно ли того, что Русская Земля и Русская Церковь принесли неисчислимые жертвы и пережили величайшие страдания, чтобы ни у одного народа, и тем более у народа Вашего – молитвенника за Россию, после столь грандиозного и страшного эксперимента не появился стойкий иммунитет против искушения соблазнами коммунизма.

  Мы верим, что христиане Португалии смогут убедить своих экстремистов-политиков, что в самое прекрасное будущее народ нельзя загонять насильно.

  Мы верим, что христиане Португалии, каких бы политических  взглядов они ни придерживались, смогут внести дух социального мира и человеколюбия в самые радикальные реформы и  преобразования.

  Мы надеемся, что Вы, христиане Португалии, сможете стать тем объединяющим началом, которое позволит отстоять национальное единство против любых попыток раздробить народ  на враждующие лагеря.

  Мы надеемся, что Португалия не допустит уничтожения свободы политической –   предпосылки свободы личности, свободы духовной, свободы Церкви.

  Находясь на историческом распутье, Ваша страна может ныне стать для тоталитаризма ключом к Европе, но может стать для него роковым пределом, если Ваш народ глубинным решением сердца отвергнет предлагаемый Вам соблазн и приостановит победоносное шествие того зла, о котором говорила Пресвятая Богородица  в Фатиме.

   Священник Глеб Якунин
   Лев Регельсон

  Москва, 3 апреля 1975 г.   

  Вестник  РСХД   №116, 1975










 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------