Библейские патриархи
5. О родословной патриархов (разговор на веранде абхазского дома, под домашнее вино).

     


















 
     
        АБХ.
О Каине, убившем своего брата и получившем от Бога «охранную грамоту», в Библии сказано: «И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4: 16). Толкователи, которые располагают Эдем в Месопотамии и склонны мыслить грандиозными масштабами эпохи «переселения народов», видят в слове НОД указание на Индию. Мы же находим эту землю гораздо ближе – с учетом того, что даже сегодня для каждого абхаза удалиться от дома отца хотя бы на небольшое расстояние – тяжелое испытание. А для Каина, как старшего сына, изгнание с земли Адама должно было  восприниматься как страшная  трагедия. Отправившись вниз по течению Кодора, уже через день пути «построил он город» (Быт. 4: 17). Это огороженное место на восточном берегу реки, защищенное от местных жителей («нижних адама»), могло служить для Каина заменой отцовского дома. Так как слово ИР (ивр. «город») созвучно ЫР (по нашей версии, табуированному названию рая), можно предположить, что город Каина был построен там, где сейчас расположено святилище Илор (ИЛ-ЫР); оно отмечает место, откуда позже праведные потомки Адама и Евы вытеснили каинитов дальше на восток – в долину Риони.
       Еще находясь в земле НОД, «познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха» (Быт. 4: 17). Наиболее приемлемым адамитским прочтением имени Енох (ивр. ХАНОХ) можно считать ХАНАХ – абх. «наш божий владыка». В этом варианте имени сына выражена горделивая претензия Каина на избранность его рода, бунт против приговора Всевышнего. Такая же «каинова печать» самозванства лежит на имени внука Каина – ИРАД / ЫРАД (абх.  «рай Адама»). Оно может означать желание изгнанников  закрепить титул рая (ЫР) за своим новым огороженным местом жительства (абх. АГУАРА – «ограда»). 
       Продолжение рода Каина в Библии представлено так: «Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха» (Быт. 4: 18).  Все эти имена могут быть истолкованы  на основе абхазского (адамитского) языка: МЕХИАЕЛЬ / МЫХЫЙАЭЙЛ – «тот, кто лишен общения»; МАФУСАЛ / МЫТУЩАЭЙЛ – «принадлежащий к общему роду»;  ЛАМЕХ / АЛАМАХ – «царь, подобный льву». Расшифровка имен сына и внука Ирада может свидетельствовать о разделении и воссоединении племен, которыми руководили каиниты.
       Согласно Библии, ЛАМЕХ вслед за своим родоначальником тоже стал убийцей, который предусмотрительно угрожает своим преследователям  усиленной местью Господа: «Я убил мужа  в язву мне и отрока в рану мне. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт. 4: 23-24).  В библейском тексте названы имена двух жен Ламеха (впервые после имени Евы). Первое из них, АДА, буквально повторяет имя праотца – АДА(М); возможно, она родилась вскоре после такого важного события, как смерть Адама. Имя второй жены – ЦИЛЛА; прочитанное как абхазское АЦАЛЛА, оно значит «жена брата»: предположим, что убитые Ламехом «муж и отрок» – это его брат (женатый на Цилле) и племянник (сын Циллы).
       Подчеркивая духовную преемственность с Каином, ЛАМЕХ назвал своего сына от Циллы ТУВАЛ-КАИНОМ. Вероятно, именно этот кузнец впервые научился ковать мечи, вооружив ими воинственных каинитов.  В Библии упомянута также сестра Тувалкаина НОЭМА (ивр. НАХАМА); адамитское толкование этого имени указывает на претензии Ноемы «владычествовать» (абх. АХ), а также на ее возможную связь с кузнечной магией брата. Неслучайно НОЭМА замыкает генеалогию каинитов, по-видимому, не имея ни мужа, ни детей.         
 
ТЕО. Принимая эстафету, предлагаю перейти к гораздо более светлой теме – родословной Адама и Евы.
Гибель Авеля от руки брата вызвала у их родителей такое потрясение, что они долго (даже по библейским меркам) не могли решиться зачать еще одного ребенка. Возможно, предостережением Адаму и Еве служил трагический опыт раннего рождения Каина, так как они усвоили урок «божественный педагогики»: от нравственного состояния родителей во многом зависят наклонности детей. Учитывая, что срок жизни библейских патриархов достигал тысячи лет, времени у Адама и Евы было достаточно.
 
КРИ. Хотя приведенные в Библии цифры кажутся фантастическими, на самом деле в таком долголетии нет ничего невозможного. Среди множества современных теорий старения доминирует представление о том, что темпы и способы деградации телесных процессов  заданы специальной генетической программой. Для верующего человека вполне приемлемо предположение, что эта программа определяется волей Всевышнего и состоянием человеческого духа.
 
ТЕО. Вернемся к нашей основной теме. Библия сообщает: «Адам жил сто тридцать лет (в Септуагинте – 230 лет), и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сыновей и дочерей» (Быт. 5: 3-4). Интересно, что в предыдущей главе не Адам, а Ева «родила сына, и нарекла ему имя: Сиф», причем здесь же приводится объяснение этого материнского выбора: «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4: 25).  На иврите имя СИФ звучит как ШЭЙТ («основа, опора»); такое же значение имеет абхазское слово АШЬАТА («основа, родовой корень»), а АЖВЕЙПШ (абх. «семя») соответствует библейскому комментарию – «семя вместо Авеля». 
Учитывая опыт родителей, Сиф произвел на свет первенца только после того, как он достиг духовной зрелости (в сто пять лет), и это стало традицией для его прямых потомков – «сифитов». Этот первенец Сифа получил имя ЕНОС, причем в связи с ним в Библии сказано: «тогда начали призывать имя Господа» (Быт. 4: 26).  Слово «енос/енош» имеет на иврите значение «слабый, больной», что никак не объясняет его связь с «призыванием имени Господа». Между тем, при адамитской огласовке того же слова – АНША – становится прозрачным звучание тайного имени Всевышнего АН. Возможно, именно ЕНОШ / АНША впервые установил религиозный культ АНЦВЫ (абх. «бог кожи»), сложившийся вокруг той кожаной одежды Адама и Евы, которой Господь укрыл их после изгнания из рая. Есть основания предполагать, что первые в истории человечества «священные письмена» (вероятно, Божественные заповеди) были начертаны на какой-то шкуре животного, которую традиция связывала с одеждой прародителей. Эти письмена – прообраз десяти заповедей Моисея на  каменных скрижалях, которые соответствовали уровню духовного развития еврейского народа той эпохи.
 
КРИ. Вряд ли является случайным почти полное совпадение двух индоевропейских слов: РУНЫ («письмена») и РУНО («кожа, шкура, шерсть барана»). Философ Палефат еще в 4 в. до н.э. выдвинул вполне рациональную версию, что «золотое руно» аргонавтов – это нанесенная на баранью шкуру карта золотоносных земель Колхиды. А Харакс Пергамский (2–3 вв. н.э.) – автор гораздо более фантастического предположения, что в сказании об аргонавтах имеется в виду кожа, на которой золотыми буквами обозначены правила письменности. 
 
ТЕО. Следующий первенец в роду сифитов (сын девяностолетнего Еноса) получил имя КАИНАН, что выглядит неожиданным восстановлением имени братоубийцы. Возможно, родители хотели этим  подчеркнуть, что не КАИН, а именно их сын КАИН-АН – истинный «человек Бога АН».
Далее Библия сообщает, что Каинан  в семидесятилетнем возрасте родил МАЛЕЛЕИЛА (ивр. МАХАЛАЛЭЙЛ), чье имя расшифровывается на основе абхазского языка как «имеющий власть видеть всех вместе». Это  может означать, что первенец Каинана родился в период  временного объединения каинитов с сифитами, и он должен был стать главой («царем») этой общности. Напомним, что похожее по звучанию имя каинитского патриарха Мехиаеля (МЫХЫЙАЭЙЛЯ), родившегося на одно поколение раньше, – «тот, кто лишен общения».
Имя первенца  Малелеила, который, согласно хронологии Септуагинты, появился на свет вскоре после смерти Адама, – ИАРЕД / ЙАРАД  (абх. «он как Адам» или «с нами АДАМ»). В это время у каинитов уже был патриарх ИРАД и жена его правнука по имени АДА, что свидетельствует о длительной борьбе между каинитами и сифитами за право считаться духовными наследниками Адама.
 
АБХ. Имя сифита ИАРЕДА перекликается с именем одного из богов ингушской мифологии – ЕРДЫ. Его представляют в виде седовласого старика, живущего в горной пещере, из которой исходит сияние. ЕРДЫ были посвящены многочисленные святилища, и со временем его образ распался на группу «богов специального назначения»: ТАМЫШ-ЕРДЫ – бог пастухов, МОЛДЗА-ЕРДЫ – бог войны, МЕЛЕР-ЕРДЫ – бог плодородия и хлебных напитков.
Можно предположить, что с именем ИАРЕДА / ЕРДЫ связан рефрен древних абхазских песен, который имел литургический характер и одновременно служил воинским кличем: ЙАРАДА, ОРАЙДА, УАРАДА, РАДА. Смысл этих слов сейчас уже никому не понятен, но они могут являться вариациями на тему исходного значения имени сифитского патриарха – «с нами Адам!».
 
ТЕО. Есть и другая версия значения имени ИАРЕД: на иврите слово ЙЕРИДА  означает «снижение, спуск, падение». Некоторые комментаторы видят в этом указание Библии на «схождение с гор» или снижение нравственного уровня сифитов. Но мы не поддерживаем это толкование, так как и до Иареда многие сифиты сходили с гор, а об упадке нравственности в их роду говорить невозможно, так следующим первенцем оказался великий ЕНОХ, о котором в Библии сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24).
Образ этого библейского персонажа заслуживает самого пристального внимания и нашего подробного обсуждения. Имя ЕНОХ на иврите звучит как ХАНОХ (ивр. ХАНОК – «учитель», ХАНУКА – «посвящение»). Христианские комментаторы иногда связывают имя ЕНОХА с понятиями «начинатель», «обновитель» (корень НО встречается во многих индоевропейских словах, означающих «новизну»). Однако можно предположить, что все они, как и соответствующие семитские слова, являются производными от самого имени ХАНОХ. 
 
АБХ. Напомним, что Каин тоже назвал своего первенца Енохом, но тогда мы предложили иную огласовку корня этого имени (ХНХ – ХАНАХ),  толкуя его как «наш Божий царь». Претензии Каина на богоизбранность его рода явно не оправдались, так как каиниты в своей жажде могущества со временем опустились до использования кузнечной магии Тувалкаина и черной женской магии Ноэмы (а может быть, и до человеческих жертвоприношений). Существует древнее предание о том, что для лучшей закалки боевых мечей употреблялась «кровь рыжего мальчика».  
 
ТЕО. В отличие от каинитов, сифиты вслед за своими прародителями Адамом и Евой избрали путь глубокого покаяния за нарушение доверия к Всевышнему. Мы предполагаем, что именно ЕНОХУ / ХАНОХУ, как самому пламенному молитвеннику о восстановлении прямых контактов Творца с человеком, была дарована встреча с АНЫХОЙ – этому зримому проявлению Божественной энергии Всевышнего АНЦВА.  И ХАНОХ, чье имя явно неслучайно созвучно с АНЫХОЙ, мог стать тем первым великим жрецом, который установил культ АНЦВЫ на земле Адама.
 
АБХ. Единая сеть семи главных АНЫХ могла возникнуть в Абхазии именно во времена ЕНОХА. Эта сеть включает, во-первых, самое древнее ее святилище ЦАБАЛ на границе бывшего Эдемского сада (вблизи села Цебельда), затем – святилища ИЛЫР и ЛАШКЕНДАР,  которые ознаменовали вытеснение каинитов с земли Нод; огонь Аных ПСХУ, ДЫДРИПШ, ЛДЗАА и ЛЫХНЫ  способствовал очищению тех земель, на которых потомкам Ноя предстояло поселиться  после потопа.
Абхазы и сейчас уверены в том, что страшная кара ждет каждого, кто нарушит покой святилищ. Тревога охватила всю страну, когда стало известно, что некие ученые из Тбилиси поднялись на гору Дыдрипш и похитили предметы культа, хранящиеся под священным деревом. В рассказе С.З. Лакобы описан реальный случай: когда на той же горе началась прокладка дороги для вывоза леса, старейшины села предупредили строителей, что приближаться к святилищу опасно, но те только посмеялись над абхазскими «суевериями» и продолжали свою работу. Однако первый же прогремевший взрыв унес жизнь нескольких человек, и тогда строители предпочли потрудиться дополнительно, проложив линию дороги  подальше от святилища Дыдрипш. 
 
ТЕО. Предлагаю вернуться от этих увлекательных подробностей к письменным свидетельствам о патриархе ЕНОХЕ. Существовал иудейский апокриф (не включенный в библейский канон) – «книга Еноха», популярная среди раннехристианских богословов. По-видимому, именно на этот текст опирался апостол Павел, когда он писал о Енохе: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало Его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11: 5). 
 
КРИ. В различных сказаниях каббалистической, исламской и раннехристианской литературы  Енох представлен как первый из людей, которые сохраняются живыми где-то в ином, «небесном» мире, ожидая возвращения на землю. Считается, что такова же судьба Илии, Мельхиседека, по некоторым версиям, – Моисея, Иоанна Богослова. Во время своего путешествия на небо Еноху открываются тайны прошлого и будущего, он «видит» предстоящий приход «Сына Человеческого», воскресение мертвых, наказание грешников в аду и воздаяние праведным в раю. Тем самым Енох оказывается «свидетелем Яхве» и «великим писцом», измеряющим «правой мерой» все дела человеческие.
В апокалиптическую эпоху Енох – один из двух великих «свидетелей» (вместе с Илией), которые сражались со «зверем, выходящим из бездны», приняли от него смерть, но через три с половиной дня чудесным образом ожили и «взошли на небо на облаке»  (Откр. 11: 7-12). Тем самым начало человеческого рода (Енох – прямой потомок Адама в седьмом поколении) непосредственно увязывается с «концом мира». В некоторых чертах Еноха можно обнаружить параллели с образом египетского бога ТОТА и греческого ГЕРМЕСА.
 
АБХ. Фрагменты «Книги Еноха» (на иврите и арамейском языке), обнаруженные в Кумране в середине ХХ в., рассказывают о том, что Енох получил сан «метатрона» («стоящего у престола») в царстве Яхве, ему открыты тайны божественного управления космосом, он поставлен над ангелами, как домоправитель над слугами.
Енох известен исламскому миру под именем АЛ-ХАДЫР, который получил вечную жизнь и постоянно путешествует по миру, чтобы поддерживать в людях веру в Аллаха. В суфизме Енох считается первым святым и учителем МУСЫ (библейского Моисея), причем он скрывается под видом смиренного «раба из рабов». Иногда Енох отождествляется с праведником по имени ИДРИС, которого Аллах вознес на «высокое место».
В народных преданиях и легендах, расцвечивающих библейский текст, Енох – это культурный герой, основатель письменности, астрологии и медицины. Одновременно он – прототип пророка, мудреца и праведного царя, законодателя и миротворца, религиозного наставника человечества. По одной из версий, Енох уходил в постоянный затвор для молитвы, и лишь по велению Бога обращался к людям – сначала через каждые три дня, затем один раз в неделю, раз в месяц, в год.
Целый ряд символов, использованных в разных версиях «Книги Еноха», имеют параллели в евразийских шаманистских традициях (в частности, сибирских). Среди этих символов – путешествие человека на небо (через семь небес), древо жизни, источники молока и меда, мир мертвых, который находится где-то на севере.
 
КРИ. В статье их энциклопедии «Мифы народов мира», подписанной С.С. Аверинцевым и В.В. Ивановым, говорится также о том, что «Книга Еноха» стала источником многих средневековых эсхатологических сочинений, описаний рая и ада в «Божественной комедии» Данте, в «Потерянном рае» Мильтона. На Руси «Слово от книг Еноха Праведного» еще в XVI веке было включено в канонические «Великие Четьи-Минеи», и лишь позднее тот же текст вошел в число «отреченных книг».  
Ссылки на «Книгу Еноха» встречаются в классической русской литературе, – например, в повести Н.С. Лескова «Заячий ремиз». Различные преломления легенд о Енохе исследователи обнаруживают в поэме А. Теннисона «Енох Арден», в романе Т. Манна  «Иосиф и его братья», в повестях К.С. Льюиса «Переландра» и «Эта мерзостная сила».                                     
 
ТЕО. Я утверждаю, что любые варианты использования библейского текста, представляющие Еноха мифологическим и литературным персонажем, вовсе не опровергают существования патриарха Еноха как реального исторического лица. Более того, 365 лет его жизни (Быт. 5: 23) являются прямым указанием Библии на то, что патриарх Енох создал солнечный календарь (в котором год составлял 365 дней); значит, он действительно был  основателем астрономии и математики. Приведем доказательства этого «антинаучного» положения.
Суммирование показателей возраста потомков Адама (во время появления на свет их первенцев) позволяет считать, что Енох родился в   4400 году до нашей эры; напомним, что «сотворение»  Адама мы датировали 5500 г. до н.э. На основании древнеегипетских хроник было установлено, что торжественное празднование нового «Великого года бытия» (длиной в 1460 лет по 365 дней каждый) пришлось на 2782 г. до н.э., так как именно на этот год приходится появление на небосклоне в день летнего солнцестояния звезды Сотис (Сириуса). Значит, уже тогда египтяне  ждали наступления данного астрономического события, откуда-то получив сведения о периодичности его наступления. Отсчитав от 2782 года срок в 1460 лет, мы обнаружим, что такое же совпадение небесных явлений ранее наблюдалось в 4242 г. до н.э. – во время  жизни патриарха Еноха.
Тот же результат дает анализ шумерского астрономического календаря, в котором  Великий Небесный Год длится 1805 наших лет. Действительно, первое достоверное празднование  шумерами Нового года (именно такого, «Великого») происходило в 712 г. до н.э., а за два периода до этого такой же праздник должен был состояться в 4322 г. до н.э., когда патриарху Еноху исполнилось примерно 80 лет.  И еще одно совпадение: историки астрономии связывают выделение зодиакальных созвездий с «эпохой Тельца» – тем временем, когда точка весеннего равноденствия находилась в созвездии Тельца;  впервые это случилось примерно в 4400 г. до н.э., когда Енох появился на свет.
 
АБХ. Еще одна наша версия о судьбе патриарха Еноха опирается на тот факт, что слово ЛАКАХ означает на иврите не только «взял», но и «переселил»: именно так его перевел апостол Павел, сказавший, что «Бог переселил» Еноха. Если понимать это выражение не символически, а буквально, можно предположить, что Енох вовсе не был «взят на небо», а действительно переселился с земли Адама и двигался по предгорьям Кавказского хребта, добираясь, по некоторым данным, до долины Кубани. Слова Библии «и не стало его» (вместо обычных «он умер») могут означать, что Енох просто скрылся от своих родственников, живущих в долине р. Кодор, став пастухом и отшельником-аскетом. При этом облик величественного старца-патриарха  изменился настолько, что в преданиях абхазов и адыгов он оказался уже вполне фантастическим персонажем. 
 
ТЕО. О том, как Енох выглядел и чем прославился, мы поговорим в следующий раз, а сейчас я предлагаю продолжить и завершить родословную сифитов – предпотопных патриархов. 
Согласно Библии, в 65 лет Енох родил МАФУСАЛА (ивр. МЫТУШЕЛАХ – «напрягающий лук», «посылающий стрелу»). Это толкование имени хорошо подходит его тезке из рода каинитов, что может означать заражение сифитов воинственностью потомков Каина. Однако если принять огласовку того же ивритского корня как МАТАШАЛАХ,  это имя получает на основе абхазского языка гораздо более глубокий смысл – «владыка священной одежды» (МАА – «одежда», ШАЛ – «светящийся, священный», АХ – «владыка»). Такой вариант интерпретации хорошо согласуется с культом священной кожи, которая в роду сифитов стала символом их высшей жреческой власти. МАФУСАЛ выделен в Библии наибольшим долголетием среди всех патриархов – 969 лет, откуда пошли наши привычные выражения: «мафусаилов век», «стар, как Мафусаил» и т.п. Согласно библейскому показателю возраста этого патриарха, когда он родил своего первенца (в 187 лет), до «всемирного потопа» оставалось 6 лет; если же верить соответствующим данным Септуагинты, Мафусал умер только через 14 лет после этого переломного момента в судьбах человечества.
Важно отметить, что не только сам Мафусал сифитский, но и его первенец ЛАМЕХ носит то же имя, что и сын Мафусала каинитского. Мы ранее интерпретировали имя каинита из огласовки АЛАМАХ (абх. «царь, подобный льву»). Но так как в Абхазии львы не водятся, имя ЛАМЕХ / АЛАМАХ могло быть понято как «царь-волк», и благодаря этому у многих кавказских народов волк стал священным животным, распространенным символом власти и мощи. Отголоски этого значения слова АЛАМАХ звучат в абхазских преданиях о «тех давних временах, когда люди дружили с волками».
Имя сына Ламеха НОЙ (ивр. НОАХ, егип. НУН, араб. НУХ, абх НЫХЭ) связывается с понятием «утешение», поскольку в Библии о нем сказано: «он утешит нас в работе нашей и в трудах наших при возделывании земли, которую проклял Господь» (Быт. 5: 29). Толкование имени этого великого патриарха и его миссии – тема нашей будущей беседы, которую нужно предварить обсуждением вопроса о том, кто именно заслужил проклятие Господа.