Герб одной из линий абхазского царского рода Ачба. Из книги  Ш.Д.Инал-Ипа. "Антропонимия абхазов. Майкоп , 2002.
Всенародное моление в святилище Дыдрипш 10 октября 1993 г.
Игорь Хварцкия. Грааль Абхазии.
                                КРОВЬ  РОДА АЦАНБА

  
С древнейших времён в народе живёт предание о том, что княжеский род Ацанба обладает особыми свойствами крови. Носители этой крови не только не болеют сами, но и способны исцелять других. Свойство это передаётся только по мужской линии. Один из способов исцеления описывается так:
    
   Рано утром ватку, смоченную кровью Ацанба погружают в воды родника у пересечения трёх дорог. После этого вода приобретает исцеляющие свойства.

  По каким-то причинам мужская линия этого древнейшего рода почти исчезла. Как утверждает доктор Г. Жвания, Московский институт гематологии подтвердил, что кровь Ацанба обладает особыми свойствами, улучшая свёртываемость крови.
 
Записал И.Хварцкия со слов Г.Жвания.

  Интересно отметить, что такие же свойства крови приписывались членам династии Меровингов, ведущей свое начало от таинственного племени сикамбров, которых, ввиду очень высоких норм общественной жизни, называли "римлянами среди язычников".

     Может быть, с этим связано мнение некоторых немецких исследователей о том, что Чаша св. Грааля первоначально хранилась у абхазских князей. Косвенным подтверждением может случить один из гербов рода Ачба: длинные золотые волосы
другой отличительный признак Меровингов. (И.Хварцкия).

      Из книги "Рассказы абхазских старцев". Сочи. 2003
      
Абхазию знают как страну дивной природы, где за один день можно дойти от ласкового, тёплого моря до суровых ледяных вершин. Иногда кажется, если бы на земле был рай, то он должен быть именно таким. Но совсем немногие знают Абхазию, как страну святых чудес, сокровенных тайн, ждущих своего раскрытия...
В развалинах древних храмов Абхазии на месте древнеабхазских святилищ, на вершинах священных гор и сегодня можно наблюдать некоторые символы Грааля, вырезанные в белом камне. Например Мальтийский Крест в круге или Три Мальтийских креста в полуокружности, барельефы рыб, передача помазанного сердца от мужской к женской ипостаси Божества… Эти знаки начертаны в святилищах на горе Лашкендар около г.Ткварчал и на вершине Иверской горы в г.Новый Афон.
Интересно, что в сторону святой горы Лашкендар невозможно сделать ни одного выстрела: снаряды натыкаются на невидимую преграду и падают вниз (что во время войны неоднократно наблюдалось многими людьми)…
 
АПСУАРА
Давным-давно, во время оно Бог разослал всем народам повеление явиться к себе до полудня: «Я буду раздавать землю».
Собрался в путь и абхазец. Он уже оседлал коня, как вдруг увидел у ворот усталого запыленного путника. Что было ему делать: опоздать к раздаче или нарушить закон гостеприимства – главный закон Апсуара...
Когда абхазец, наконец, отпустил Гостя, солнце уже было высоко. Как абхазец не погонял своего коня, к назначенному сроку он опоздал.
– Где же ты был? – спросил Бог, с огорченным видом, – я уже раздал все земли.
– У меня был Гость, я не мог отпустить его, не накормив и не напоив, пока не поднял все положенные тосты.
– Этим Гостем был я, – сказал Пророк Апааимбар – один из служителей Бога.
– Ну что ж, – сказал Бог, – Раз ты решился пожертвовать своей долей ради заповеди гостеприимства, которую Я дал тебе, то Я дам тебе во владение тот уголок земли, которую избрал для себя. Оставайся таким же гостеприимным, но храни землю Апсны от всех, кто захочет присвоить ее себе.
А тот Гость, которого принимал абхазец, продолжал посещать землю Апсны. И чтобы абхазцы не забыли, чья это земля, он установил семь святилищ Аных для поклонения Богу.
Записано со слов хранителя Святилища Дыдрипш Заура Чичба  в 1994 г.. Записал и перевел на русский язык И.Хварцкия (с.3).
 
          
СЛУЧАЙ НА СВЯТОЙ ГОРЕ
 
Святилище Дыдрыпш в настоящее время является главным и наиболее почитаемым в Абхазии. Даже скот не щиплет траву на святой поляне на вершине горы. Вот один случай во что обходится посягательство на святое место. Рассказывает житель села Ачандара Джамфер Царгуш.
 
Как-то в середине 1970 годов начали прокладывать дорогу для вывоза леса. Начальник строителей решил провести её прямо через святилище Дыдрыпш. Когда у подножья святой горы загремели взрывы, ачандарские старики во главе со жрецом Чичба стали убеждать их, что этого делать ни в коем случае нельзя. Однако главный инженер раздраженно отмахнулся от них: «тут такое важное дело, а вы со своими местными суевериями». Работы были продолжены. И тут на строителей одно за другим посыпались несчастья. Один человек погиб, другие получили ранения при взрыве динамита, бульдозер сорвался в пропасть. Строители зароптали и отказались работать. Приехала «высокая» комиссия из Тбилиси, решили пустить дорогу в обход.
 
Так в 1942 году старейшины во главе с ачандарским жрецом обратились к Дыдрыпш-аныхе, чтобы она остановила нашествие немцев, уже перешедших перевал у села Псху.
 
10 октября 1993 года здесь было совершено всенародное моление об окончании грузино-абхазской войны.
 
            
КОММЕНТАРИИ к книге «Абхазские сказки и легенды»             
Во многих абхазских сказаниях встречается слово – аныха (Святилище). Ниже приводим выдержки из трудов абхазских этнографов.
«Анан-Лдзаа-ных – одно из главнейших святилищ западной Абхазии, почитающееся наряду с Дыдрыпшским (Аныпс-ных) в селе Ачандара. Его всегдашнее местопребывание – несколько священных дубов, которые исстари были окружены ореолом святости и недоступности. Это божество абхазы представляют не имеющим определенного вида, как божество «наподобие облака». По их рассказам, Аныха показывалась в виде огненного шара, блестящего, с головой и хвостом, отбрасывающего большие искры при полетах... сообщаясь с Аныпс-ных. Оба этих божества составляют нечто вроде одной семьи, причем Анан-Лдзаа-ных является богиней, а Аныпс-ных – богом.
Святилище было и местом для очистительной присяги. Обвиняемый и его соприсягатели (ахыкуаацва) становились поодиночке между двумя дубами, брали в руки веточку от дуба, поднимали ее и, произнося: «Клянусь этой святыней, что я не виновен в том, что сегодня мне приписывают», – бросали веточку и отходили. После этого они считались оправданными» (А.Чукбар. Анан-Лдзаа-ных. – Сотрудник закавказской миссии, 1915, №№ 9,10,11)
О связи божества горы Дыдрыпш с войной или, наоборот, оберегающего народ от войны, свидетельствует, на наш взгляд, абхазское предание, рассказанное А.Пасхалову стариком Чичба, который, как указывалось, находился в числе его спутников при подъеме на гору Дыдрыпш. В ответ на вопрос Пасхалова о причине почитания этой горы Чичба привел следующее предание: «Во время оное раздавались тут выстрелы, и каждый раз, перед опасностью для абхазцев, откуда выстрелы, кто стрелял, было неизвестно. В старое время нас часто беспокоили враги, иноплеменные и другие народы. Они появлялись тут полчищем, с целью перейти гору, завладеть нашей землей и заполонить нас самих, но святая гора не допускала их далее своей вершины.
На Дыдрыпше начиналась перестрелка без войска, т.е. без войска с нашей стороны, и враги каждый раз отступали, отражённые невидимой рукой. Иногда вершина горы покрывалась страшной темнотой, что служило признаком появления врагов. Однажды, когда враги собрались на вершине и отдыхали там под тенью одного большого дерева, то это дерево на другой день высохло совсем с корнем...» (А.Пасхалов. Дыдрыпш – святая гора в Абхазии. – Кавказ, 1874, № 141).
Тис (по-абхазски – аа) играл в культе горы Дыдрыпш роль мирового дерева, выступающего как посредствующее звено между Вселенной и человеком, как место их пересечения. Возможно, что такому представлению предшествовало более раннее представление об этом дереве как о древе изобилия. О связи культа горы Дыдрыпш с божеством плодородия свидетельствует также выявляемая в нем числовая символика. То, что святилище Дыдрыпш состояло из 14 священных площадок, – не случайный факт. Число 14 связано с сохранившейся у абхазов сакрализацией числа 7 (удвоенного числа). С числом 7 связано божество плодородия Айтар. В молитве, обращенной к нему, произносилось:
«О, Айтар – семь Айтар, в руках которого семь икон (которому подчинено семь богов) и которому ставят семь свечей, – будь ты покровителем наших стад! Размножь их так, чтобы мы доили по семи человеческих нош молока».
С сакрализацией числа 7 связано у абхазов также божество кузнечного ремесла – Ша-шуы-Абжь-ныха, т.е. Шашуы – семь святынь».
По книге: Л. X. Акаба. Исторические корни архаических  ритуалов абхазов. Сухуми, 1984.
Апсуара морально этический кодекс народа, свод нравственных законов.
Инал Цандия грузинских летописей, по-видимому Инал великий Цанба джигетский князь, разгромивший объединенные войска мегрелов и гурийцев в 1533 году В битве был убит мегрельский предводитель Дадиани, а гурийский взят в плен Согласно преданиям и Ш. Ногмову он родоначальник кабардинских (вообще адыгских) князей. (Ш. Д. Инал-ипа. Антропонимия абхазов Майкоп 2002г)
 
Абна-Инчваху бог охоты и диких зверей.
Дыдрыпш — в переводе с абхазского означает «Гора громов» (владение громов). Встречается предание, согласно которому Дыдрыпш-ныха и Лдзаа-ныха соединяются посредством молнии, в небе над рекой Бзыбь.