Сатана и Антихрист в текстах Священного Писания. Л.Р.
                       
1. Божье проклятие  змею:
    Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между  семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.       
Быт.3:15.

Поражение Раава (2,3):
2. Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни  древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?    Ис. 51: 9.

3. Господи, Боже сил!  кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя. Ты  владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.   Ты низложил Раава, как прокаженного; крепкою мышцеюТвоею рассеял врагов Твоих.     Пс. 88: 9-11.

 
Подробное  толкование  имени  «Раав (Рахав)»  и  всего,  что  с ним  связано,  см. на этом сайте 6.33: "Восстание ангелов".

Пророчество о двух змиях.

4. Вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их  беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.
    В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым и большим и крепким, левиафана  змея прямо бегущего, и левиафана змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.   
Ис. 26:21-27:1.

Пророчества о колене Дановом (5, 6, 7).
5. Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что  всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи!       Быт.49: 17-18.

6. Ибо уже несется голос от Дана и гибельная весть с горы Ефремовой: объявите  народам, известите Иерусалим, что идут из дальней страны осаждающие, и криками  своими оглашают города Иудеи.                      Иерем.4: 15-16.

7. От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля, и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем.
Иерем. 8:16.                                                                                             

Пророчества  Даниила (8, 9, 10, 11, 12, 13, 14).
8. И вот зверь четвертый, страшный и ужасный  и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был  от всех прочих зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел  между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были  перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие  высокомерно.

  … Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был  убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.
Дан. 7: 6-8, 11.

9. Тогда  пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от  всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а  остатки попирал ногами, и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были  глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и  суд был дан святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.  Дан. 7: 19-22.

10. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей. И против Всевышнего  будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить  у  них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и  времен и полувремени. Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить  и  истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной  дано будет народу святых Всевышнего.          Дан.7: 24-27.  

11. Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога  высокие, но один выше другого, и высший поднялся после. Видел я, как этот овен  бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто  не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался.

  Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами. Он пошел на того  овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной  ярости своей. И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил  овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он  повер его на землю и растоптал его, и не было никого, кто бы мог спасти овна от него.

  Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой  рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных. От одного из них вышел небольшой рог, который  чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к  прекрасной стране. И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего  воинства и звезд, и попрал их.

  И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва,  и  поругано место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал.

  И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: «на сколько времени  простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?». И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится»
Дан. 8: 3-14.

12. Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих,  восстанет царь наглый и искусный в коварстве. И укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и  губить сильных и народ святых. И при уме его и коварстве будет иметь успех в руке  его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против  Владыки владык восстанет, но будет сокрушен – не рукою. Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно, но ты сокрой это видение, ибо оно относится к  отдаленным  временам.          Дан. 8: 23-26.

      Здесь интересно сравнить,  как это место приведено у Иринея Лионского (в переводе протоирея П. Преображенского). Общий смысл тот же, но имеются важные различия в деталях: 
     « И в последнее время царства их восстанет царь, весьма бесстыжий лицом и  разумеющий (темные) вопросы; сила его велика и удивительна, и он разрушит,  устроит и сделает, и истребит сильных и народ святой; и ярмо его будет как  цепь золотая вокруг шеи; коварство в его руке, и он возвеличится в сердце своем,  и коварством своим погубит многих, и станет на пагубу многим и разобьет рукою как яйцо».

   
Соч. святого  Иринея епископа Лионского.  Спб.,  1900, стр. 501.
    Репринт:  Москва, 1996.  Библиотека  Отцов  и  Учителей  Церкви.


  
  Я попытался  выяснить, что же  здесь на самом деле написано на иврите, но  совсем запутался. В русской транскрипции это звучит приблизительно так  (извините за неточности): МАЛЕАХ АЗ-ПНИМ ВЕМЕВИН ХИДУТ.
       МЕВИН в словарях переводится как  «понимающий» и даже  «мудрый», но близкое  МЕВИШ:  «позорный, постыдный».  Так какое же у  него,  в  конце  концов,  ПНИМ  (лицо): мудрое или позорное? Кто владеет библейским ивритом, помогите  разобраться!
       Вопрос немаловажный, потому что многие толкователи  (в том числе Владимир Соловьев, хорошо знавший святоотеческую литературу) пишут, что он будет  красив, а вот св. Ириней,  ученик ученика самого Иоанна Богослова, говорит:  «бесстыжий  лицом».  Ведь не может быть сомнений, что в этом кругу подобные вопросы подробно обсуждались, и пренебречь таким авторитетным  толкованием  мы не имеем права.


Пророчество о «мерзости запустения на святом месте», (т.е. об Антихристе,  восседающем в Иерусалимском Храме), на которое ссылается  Иисус Христос  (Мф.24:15;  Мк.13:14).

13. Семьдеся седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы  покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы  приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был  Святый святых.

  Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и  шестьдесят две седмины; и  возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, н  в трудные времена.

И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а  город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его буде как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.

И утвердитзавет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя.         
  Дан. 9: 24-27.

   Я привожу далее еще одну, весьма обширную выписку из Даниила, поскольку  здесь подробно описаны обстоятельства, при которых Антихрист захватывает   власть (и затем теряет ее). Этот текст существенно дополняет свидетельство Апокалипсиса об  Антихристе. 
   Иисус Христос, дающий откровение Иоанну Богослову (Откр. 1:10-16), выглядит почти так же, как «муж в льняной одежде», чье откровение записывает пророк Даниил. Отсюда можно сделать вывод, что оба откровения об Антихристе, столь близкие по содержанию, исходят от одного и того же Лица.


14. А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра;   и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла  его опоясаны золотом  из Уфаза. Тело его – как топаз; лицо его – как вид молнии; очи   его – как горящие светильники, руки и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас  речей его – как голос множества людей.

    (…)  Он сказал мне: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом твоим, слова твои  услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял  против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел  помочь мне, и я остался там при царях Персидских. А теперь я пришел возвестить  тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к  отдаленным дням».

    (…)  И он сказал: «знаешь ли, для чего я  пришел к тебе?  Теперь я возвращусь,  чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.  Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто  поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.

    Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему  подпорою и подкреплением.

    Теперь возвещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; потом четвертый  превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет  всех против царства Греческого. И восстанет царь могущественный, который будет  владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле. Но когда он  восстанет, царство его разрушится, и разделится по четырем ветрам небесным, и не к  его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал; ибо  раздробится царство его и достанется другим, кроме этих.

    И усилится южный царь, и один из князей его пересилит его и будет  владычествовать, и велико будет владычество его. Но через несколько лет они  сблизятся, и дочь южного царя приде к царю северному, чтобы установить  правильные отношения между ними; но она не удержит силы в руках своих, не устоит  и род ее, но преданы будут как она, так сопровождавшие ее, и помогавший ей в те времена.

   Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску, и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них, и усилится. Даже и богов их, истуканы их с  драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет, и на несколько лет будет стоять выше царя северного. Хотя этот и сделает нашествие на  царство южного царя, но возвратится в свою землю.

   Потом вооружатся сыновья его, и соберут многочисленное войско, и один из них  быстро пройдет, наводнит и пройдет, и потом, возвращаясь, будет сражаться с ним до  укреплений его. И раздражится южный царь, и выступит, сразится с ним, с царем  северным, и выставит большое войско, и предано будет войско в руки его.  И ободрится войско, и сердце царя вознесется; он низложит многие тысячи, но от этого  не стане сильнее. Ибо царь северный возвратится, и выставит войско больше   прежнего, и через несколько лет быстро придет с огромным войском и большим богатством.

   В те времен многие восстанут против южного царя, и мятежные из сынов твоего  народ поднимутся, чтобы исполнить видение, и падут. И придет царь северный,  устроит вал и овладеет укрепленным городом, и не устоят мышцы юга, ни отборное  войско его; недостанет силы противостоять. И кто выйдет к нему, будет действовать по воле его, и никто не устоит перед ним; и на славной земле поставит стан свой, и она  пострадает от руки его. И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на погибель ее, но этот  замысел не состоится, и ему не будет пользы из того. Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими, но некий вождь прекратит нанесенный им позор, и даже  свой позор обратит на него. Затем он обратит лицо свое на крепости своей земли; но  споткнется, падет и не станет его.

   На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству  славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении.

   И восстанет на его место презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он  придет без шума и лестью овладеет царством. И всепотопляющие полчища  будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета. Ибо после того, как он вступит в  союз с ним, он будет действовать обманом, и  взойдет, и одержит верх с малым   народом. Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали  отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет  расточать своим и на крепости будет иметь замысли  свои, но только до времени.  Потом возбудит силы свои и дух свой смногочисленным войском своим против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит; потому что  будет против него коварство. Даже участники трапезы его  погубят его,  и войско его  разольется, и падет много убитых. У обоих царей на сердце  будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени и отправится он в землю свою с великим  богатством и враждебным намерением против святого завета, и он исполнит его, и  возвратится в свою землю.

   В назначенное время опять пойдет он на юг; но последний поход не такой будет, как  прежний. Ибо в одно время с ним придут корабли  Киттимские; и он упадет духом, и  возвратится и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святого завета. И поставлена будет им часть войска,  которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит  мерзость запустения. Поступающих нечестиво против завета, он привлечет к себе   лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. И разумные из   народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа. И во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно. Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до  срока. И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится  выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех,  доколе не совершится гнев; ибо что предопределено, то исполнится. И о богах отцов  своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех. Но богу крепостей на месте его он будет воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом  и серебром, и  дорогими камнями, и разными драгоценностями. И устроит твердую крепость с чужим  богом:  которые признают его, тем  увеличит почести, и  даст власть над многими, и  землю раздаст в награду.

  Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как  буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их,  и пройдет через них. И войдет он в прекраснейшую из земель, и  многие области пострадают, и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая  часть сынов Аммоновых. И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля  Египетская. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями  Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним. Но слухи с востока и севера  встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих.  И раскинет он царские  шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему.

  И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и  наступят время тяжкие, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего  времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут  записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни  вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как  светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, во веки, навсегда. А ты,  Даниил, скрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие  прочитают ее, и умножится ведение».

   (…)   «Сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся,  убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать  нечестиво, и не уразумеет никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. Со времени  прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча  двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти  дней. А ты иди к твоему концу, и успокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце  дней».       
Дан. 10:4 - 12:13.

  
Некоторые евангельские тексты о Сатане и Антихристе (15, 16, 17, 18, 19).
15. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и,  постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему  искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.  Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким   словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай  Господа Бога твоего.
   Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира  и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
   Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу  твоему поклоняйся и Ему одному служи.          
  Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Мф. 4: 1-11.    

 
В стихе  Мф. 4:10  существует очень важное разночтение, меняющее смысл текста.  Русский перевод «отойди от Меня, сатана» соответствует латинской Вульгате  (а также  лютеровской Библии). Однако в греческом (древнем и современном) тексте  использовано выражение «гамизо ми, сатан»,  т.е.  «следуй за мной, сатана».  Этот  смысл в точности сохранен в церковно-славянском переводе:  «гряди по Мне, сатано».   Смысл этого разночтения, как и другие подробности, связанные с именем  «Сатан»,  рассмотрены на том сайте в ст. : "Восстание ангелов".

16. Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим, и   будут говорить «я  Христос», и многих прельстят.               Мф. 24:5.                                                                                                                                   
17. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом  месте, – читающий  да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы…     Мф. 24:15-16.
                                         

18. Тогда, если кто скажет вам: «вот,  здесь  Христос», или «там», – не верьте. Ибо  восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы  прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут  вам: «вот, Он в пустыне», не выходите: «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте.  Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет  пришествие Сына Человеческого.          Мф. 24: 23-27.

19. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.    Ин.5:43.              
                                                                       

Послания  апостола  Иоанна об антихристах и антихристе (20, 21, 22).
20. Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши.  …Кто лжец, если  не тот,  кто отвергает, что Иисус есть  Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына,  не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.    1 Иоанн. 2: 18-23.
                 
21. Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть  от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть  уже в мире. Дети! вы от Бога, и  победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.               1 Иоанн. 4: 3-4.                   

22. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. 2  Иоанн. 1:7.

  
Отметим, что нигде в Священном Писании, кроме этих двух Посланий Иоанна, не  встречается слово «антихрист». Однако, благодаря авторитету св. Иринея Лионского,  ("Пять книг против ересей", XXVIII-XXX) оно закрепилось как имя собственное и  стало употребляться для обозначения центрального отрицательного персонажа   апокалиптической эпохи.


Пророчество апостола Павла о "человеке  греха"
23. Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем  собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни  от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и  превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме  Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у  вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.  Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет   взят от среды удерживающий теперь.
   И тогда откроется беззаконник,  которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и  истребит явлением пришествия Своего, того,  которого пришествие, по действию  сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким  неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для  своего спасения. И за это пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут  верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.     
2  Фес. 2: 2-12.


Свидетельства об этапах падения сатаны (24-31):

    В Ветхом Завете Сатана описывается как один из сыновей Божиих,  выполняющего свои особые функции:

24. И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа: между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.     Иов. 1: 6-7.

   Ситуация меняется после начала проповеди учеников Иисуса:

25. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи!  И бесы  повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им:  Я видел сатану, спадшего с неба, как  молнию… В тот час возрадовался духом Иисус и сказал:  славлю Тебя, Отче, Господи  неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче!  Ибо таково было Тво  благоволение.      Лк. 10: 17-18; 21.

    В последующих новозаветных текстах Сатана уже не упоминается как один из сыновей  Божиих, но выступает как соперник Иисуса, сохраняющий, однако, значительную власть  и  свободу действий. Его  новое положение в мироздании лучше всего  характеризуют слова  апостола Павла:


26. …По обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления…           Еф. 2:2. 
                                                                
Пророчество  о  низвержении дракона (сатаны)  на  землю:
27. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью  головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба  третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и  престолу Его…

   И произошла на небе война:  Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон  и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на  небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и  сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены  с ним. И услышал я  громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий  наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.  Итак веселитесь, небеса и обитающие на них!  Горе живущим на земле и на море!   потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

   Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая  родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы  она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение  времени, времен и полвремени. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как  реку, дабы увлечь ее рекою.

  Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую  пустил дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить  в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими  свидетельство Иисуса Христа.         
     Откр. 12: 3-17.


Очередной этап отпадения Сатаны: передача Зверю своей силы, власти и престола

Пророчество  Иисуса Христа о пришествии и поражении Зверя, данное  в  откровении Иоанну  Богослову (28, 29):

 
28. И стал я на песке морском, и увидел выходящегоиз моря зверя с семью головами  и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, и на головах его имена  богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя,  а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую  власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонилась  дракону, который дал власть зверю, говоря: кто подобен зверю сему?  и кто может  сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему  власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы  хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их;  и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и  языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не  записаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Кто имеет ухо, да  слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому  надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.

   И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим,  и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого  смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба  на землю перед людьми. И чудесами, которыми дано было ему творить перед зверем,  он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ  зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя,  чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не  будет поклоняться образу зверя.

   И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам,  положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя  будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя,  или число имени его.

   Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое;  число его шестьсот шестьдесят шесть.                
Откр. 13: 1-18.


Окончательное поражение Зверя и заключение Сатаны в бездну (29):
  29. И   увидел  я  зверя  и  царей  земных  и  воинства  их, собранные,  чтобы сразиться  с  Сидящим  на коне  и  с  воинством  Его.
И  схвачен  был  зверь  и  с  ним  лжепророк,  производивший  чудеса  пред   ним,  которыми  он  обольщал  принявших  начертание
Зверя  и  поклоняющихся  его  изображению:  оба живые  брошены  в озеро  огненное,  горящее  серою;  а  прочие  убиты  мечом  Сидящего  на коне,  исходящим  из уст  Его,  и все птицы  напитались их  трупами.             
   И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь  в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал  его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать,  дабы не прельщал  уже народы, доколе не окончится тысяча  лет; после же сего ему  должно быть освобожденным  на малое время.    
Откр. 19:19-20:3.

   Последнее восстание Сатаны и низвержение его в озеро огненное (30):
30. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога,  и  собирать их на брань;
Число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и  город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол,  прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут  мучиться день и ночь во веки веков      
Откр. 20: 7-10.

                                                           К О Н Е Ц







------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------