Времена и сроки
    Когда апостолы в последнем разговоре с Иисусом спросили, не  сейчас ли Он собирается устанавливать Мессианское царство, Он ответил им:
"не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1:7).

Заметим, что Он при этом не подвергает сомнению законность самого вопроса!

   Пророчествуя о Своем грядущем явлении в силе и власти,  прообраз  которого  описан в Откровении (18:11-21), Иисус говорит:

  "О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец"        Мк. 13:22.

   Говоря здесь о Своем "незнании", Иисус, конечно, имеет в виду Себя как человека; как Бог Он знает все. Человек может лишь догадываться о будущем или рассчитывать вероятный ход событий. Божественное знание может быть сообщено человеку через откровение, но и в этом случае необходимо человеческое истолкование, которое всегда имеет лишь относительную достоверность.

  Однако, предостерегая от чрезмерной самоуверенности в толковании пророчеств и знамений, Иисус сурово осуждает тех, кто не пытается опознать время Пришествия и достойно подготовиться к нему:

   "Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?" Лк. 12:56.


   Дабы не попасть под это осуждение, попытаемся и мы «узнать время  сие».
Среди множества пророчеств Священного Писания о грядущем Царстве лишь у Даниила мы находим хронологическую "привязку" к событию, которое может быть истолковано как конкретный факт грядущей земной истории. Архангел Гавриил сообщает пророку:

"Семьдесят седмин определено для народа твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена было правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый Святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, а на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя."          Дан.9:24-27.

   Здесь  точка  отсчета времени «повеление   о  восстановлении Иерусалима»;  семьдесят седмин 490  лет  с  этого  момента до  конца Мессианского  царства.

   Преступление отвержение Иисуса  и  грядущее поклонение  Зверю;  Святый  Святых Яхве, Он же  Иисус  Христос в  Своей  Божественной  природе,  Ветхий  Днями,  Сидящий  на  престоле.

   «Христос Владыка» здесь означает Михаила как царя-помазанника Мессианского  царства. Семь седмин 49 лет подготовительных событий, которые начинаются  после «повеления». «Одна  седмина» решающее семилетие, первая половина  которого связана со всеобщим обращением к Богу и воцарением Михаила, вторая с великим отступлением и властью Зверя (Антихриста). «Мерзость  запустения» сам антихрист или нечестивый культ, который он установит в Храме. "Шестьдесят  две  седмины" реальная длительность «тысячелетнего» царства, в конце  которого мятеж,  разрушение Храма и смерть Михаила. «Вождь» Гог, князь  земли Магог  (Иез.38:3),  возглавляющий мятеж; опустошитель тот же Гог или  Сатана, вдохновитель мятежа.

   Последовательность событий в пророчестве Даниила при таком толковании  полностью соответствует Откровению Иоанна.

   Приведем еще одно важнейшее пророчество на эту тему, которому толкователи уделяют недостаточно внимания. Оно содержится в III книге Ездры, весьма  почитаемой в раннехристианской среде. Пророчество содержит существенное подтверждение хронологии Даниила и самого учения о земном царстве Михаила:

"Вот, придет время, когда придут знамения, которые Я предсказал тебе, и явится невеста, и являясь покажется, скрываемая ныне землею... Откроется Сын Мой Иисус с теми, кто с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет. А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание. И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого. После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный. И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в ней обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение."    III Ездры.7:26-33.

   Здесь повторяются те же лица и события, о которых говорят Даниил и более подробно Иоанн. "Невеста, скрываемая  землею" скорее всего, мать Михаила, т. е. "жена облеченная в солнце", но, возможно, Церковь или даже сама Невеста Агнца. "Откроется Сын мой Иисус" победоносное явление Агнца; "четыреста лет длительность "тысячелетнего" царства; "умрет Сын Мой Христос" смерть Михаила  при  восстании Гога; "Всевышний на престоле суда":  Иисус-Яхве.

   Отличительная особенность этого пророчества Ездры описание земли, на которой после восстания Сатаны не осталось ничего живого. "Семь дней" здесь   явная параллель с семью днями творения в книге Бытия, так что длительность "древнего молчания" остается неопределенной.

   Ключевым моментом апокалиптической хронологии является точка отсчета: "повеление о восстановлении Иерусалима" (Дан. 9:25). Здесь открывается многозначность, которая служит дополнительным подтверждением божественного происхождения пророчества.

  Творец таким образом ограждает нашу свободу от принудительного толкования. Под этим "повелением" можно понимать и создание государства Израиль в 1948 г. и аннексию Иерусалима в 1967 г. и узаконивание этой аннексии израильским парламентом в 1980 г. Но мы полагаем более вероятным, что точкой отсчета послужит начало строительства Храма ("святилище" у Даниила), точнее, принятие решения о его строительстве. Возможно, наконец, что пророчество Даниила надо относить к новому Израилю и новому Иерусалиму тогда время начала событий становится неопределенным.

   Истинный смысл Откровения станет ясным лишь по мере совершения предсказанных в нем событий. А до тех пор лучше всего последовать призыву Иисуса:

  "Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господин ваш придет... Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын   Человеческий"          Мф.24:42-44.









-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Пророки Даниил и Иезикииль. Начало 16 в. Москва